Важнейшая способность копирайтера

Интеллект - важнейшая способность копирайтера

Вчера я получил письмо от одного из моих читателей. Суть этого письма сводилась к одному вопросу: какая самая важная способность должна быть развита у копирайтера больше других? Вопрос почти философский, ведь он затрагивает не только копирайтеров, но авторов любых текстов, за исключением, разве что, тех, которые написаны на заборах, в лифтах или которые можно отнести к классу интернет-испражнений. Итак, устаивайтесь поудобнее, сегодня мы рассматриваем, какие способности являются ключевыми для авторов текстов.

Ключевые способности копирайтера

Для начала, давайте определимся, что необходимо любому автору для создания интересной, полезной и, главное, понятной статьи. Начинаем загибать пальцы:

1. Мышление

Любой автор должен уметь мыслить. Неважно, мыслить логически или абстрактно. Любой текст – это результат мышления автора. По сути, текст – это мысли автора, завернутые в символьную оболочку.

Мышление предполагает два очень важных процесса:

  1. Анализ
  2. Синтез

Анализ – это пища для ума. Если представить мышление как двигатель, то анализ обеспечивает приток топлива. Анализировать можно что угодно: события, мнения, явления, противоречия и т.д. Анализ — это потребление информации и ее обработка. От качества этой информации зависит успех материала копирайтера.

Синтез – основной «сборочный цех» копирайтера. Прежде чем обработать информацию, ее нужно разделить на мелкие составляющие, а затем собрать воедино, создав собственный уникальный продукт.

Рассмотрим анализ и синтез на примере такого направления как рерайтинг. У копирайтера есть перед глазами исходный текст и есть два варианта работы с ним:

  1. Просто заменить слова синонимами
  2. Разобрать информацию текста, проанализировать ее и синтезировать новый текст

Первый вариант не требует особых умственных затрат, но и на выходе получается продукт по качеству «чуть лучше, чем ничего».

Второй же вариант задействует мышление копирайтера по полной программе, и на выходе получается уникальный информационный продукт.

2. Воображение

Воображение – это способность автора манипулировать идеями. Иными словами, мало генерировать мысли, нужно еще их правильно выражать. Кроме того, мысли бывают сложными, а донести их до читателя нужно в простой и доступной форме. Вот тут-то воображение приходится как нельзя кстати.

Мыслительный процесс копирайтера можно сравнить с конвейером. Вначале берется вторсырье и обрабатывается (это анализ). Затем из обработанного сырья создается сырой продукт (это синтез). Наконец, третья ступень обработки – это филигранная обработка продукта: полировка и покраска. Именно за эту финишную обработку воображение и отвечает.

3. Память

Хорошая память позволяет автору использовать максимум информации для создания своих материалов. Память не является доминирующим навыком, однако может иногда замещать воображение, например, если автору нужно просто воспроизвести случай из своего собственного жизненного опыта.

Плохую память может компенсировать блокнот и карандаш, однако в таком случае сильно возрастают временные затраты.

В статье «Прописные истины, экскурс в классику, или что нам могут дать гуру копирайтинга» я приводил несколько афоризмов известных копирайтеров с мировыми именами. Если Вы проанализируете большую часть их мыслей, которые можно легко найти в интернете, то Вы заметите, что у них сильно развиты и мышление, и воображение, и память.

Важнейшая способность копирайтера

Мы с Вами обозначили ключевые способности копирайтера, однако вопрос остается открытым: «Какая же из них важнейшая?». На самом деле, мы еще не назвали самую важную способность, и многие из Вас уже догадались, что это за она. Способность, которая включает в себя и мышление, и воображение, и прочие познавательные способности – интеллект.

Википедия на статью об интеллекте приводит очень хорошую цитату: «Интеллект – это способность находить алгоритмы решения проблем». Это в полной мере соответствует основному направлению деятельности любого копирайтера – решение проблем потребителя, желательно, в инновационном ключе.

Все выдающиеся личности, не только в копирайтинге, обладают высоко развитым интеллектом. Именно интеллект отвечает за способность моделировать, планировать, анализировать, критиковать и рационально смотреть на вещи. Интеллект позволяет Вам находить нужный подход в ситуациях, когда все средства, казалось бы, уже испробованы.

Одной из разновидностей интеллекта является социальный интеллект – это способность понимать общество (если в широком смысле этого понятия) и Вашу целевую аудиторию (если в узком).

Выводы: интеллект является важнейшей способностью для копирайтера, поскольку именно он включает в себя такие способности как мышление, воображение и память. Интеллект позволяет Вам манипулировать Вашими идеями и понимать Вашу целевую аудиторию, решая ее проблемы инновационными способами.

Следующая статья будет посвящена способам развития интеллекта. Подпишитесь на обновления блога, чтобы не пропустить ее.

Понравилась статья? Введите Email и узнавайте о новых материалах по почте:

Или поделитесь ей в соцсетях:


Tags: , , , , ,

Category: Основы копирайтинга

Об авторе ()

Даниил Шардаков, профессиональный копирайтер и опытный интернет-маркетолог. Директор лаборатории продающих текстов SHARDEX и эксперт по копирайтингу крупнейшего белорусского рекламного интернет-агентства. Фанатичен. Ставит цели и достигает их. Скептик по натуре и постоянно ищет научное обоснование всему происходящему. Верит только цифрам и фактам. Женат. Обожает приступы энтузиазма и терпеть не может рутину, монотонность и скуку.

Реакции (10)

  1. Денис Каплунов:

    Соглашусь полностью. Я в своей книге называл это качество эрудицией, думаю- мы близки к общему мнению.

    Главное, чтобы читатель ее ассоциировал интеллект и эрудицию с заумностью и зазнайством.

    Интеллектуальный человек может даже прикинуться дурачком — когда ему это выгодно.

    Ответить
    • Shardakov:

      Денис Каплунов, я также с Вами согласен, Денис, что классный копирайтер должен быть эрудирован. Однако считаю, что эрудиция и интеллект — это, все же, разные вещи и в копирайтинге они используются по-разному. Интеллект — это способность добывать и обрабатывать информацию, а эрудиция — это изначальная обогащенность информацией.

      Как бы то ни было, и то, и другое существенно повышает качество текстов, особенно в сочетании друг с другом. =)

      Ответить
  2. Greek:

    Даниил, спасибо за доходчивое и метафоричное изложение базовых понятий из общего курса психологии.

    Однако, вопрос для меня остается открытым: почему Вы выбрали интеллект в качестве доминирующего качества? Ведь, наличие интеллекта присуще всем здоровым людям, однако не все становятся хорошими копирайтерами.

    Поставим вопрос по другому: сможет ли человек обладающий высоким интеллектом, например доцент кафедры «редких металлов и наноматериалов», стать выдающимся копирайтером?
    Да, возможно, этот человек сможет написать хорошо читаемый текст, но с той же вероятностью и не сможет, т.к. писать простые тексты для широкой публики не входит в его основные навыки.
    Для этого достаточно вспомнить студентам методички из своих ВУЗов.

    Возвращаясь к главному вопросу данной статьи «Какая самая важная способность должна быть развита у копирайтера больше других?», я дам свою версию — это умение найти общий язык с целевой аудиторий.

    Возможно, я смотрю на это со стороны заказчика, ведь в конце концов для меня важен результат: беспрепятственное употребление написанных текстов :)

    Ответить
    • Shardakov:

      Greek, изумительная точка зрения и превосходная пища для ума!

      На самом деле, почему высолкоквалифицированный нейрохирург от Бога не становится хакером? Или… Почему полковник, который с закрытыми глазами разбирает и собирает АК-47 за 27 секунд и блестяще проводит сложнейшие тактические операции в самых опасных уголках планеты не бьет рекорды продаж как торговый представитель? Наверное, потому что каждый выбирает свою область и в ней специализируется. Высокий уровень интеллекта позволяет человеку менять квалификацию, если это необходимо, но именно он же позволяет ему добиваться гораздо больших успехов в той сфере, которую он выбрал.

      Что касается методичек, очень удачное сравнение. Я, в свои студенческие годы, тоже плевался. Однако потом в неформальной обстановке стал свидетелем того, как один из наших преподавателей объяснял своему шестилетнему внуку теорию квантово-волнового дуализма так, что тот сразу все понял =).

      Методички — это не просто бульварное чтиво, разжеванное и положенное в рот. Это, скорее, полуфабрикат, который еще нужно обработать.

      Наконец, если копирайтер умеет говорить на одном языке со своей аудиторией — это огромный плюс… Но я, все же, считаю, что объяснить аудитории, в чем ее проблема и решить эту проблему — это немного разные вещи.

      Итого, есть три мнения:

      1. Умение найти общий язык
      2. Эрудиция
      3. Интеллект

      Это почти тема для новой статьи =)

      Ответить
  3. Павел Захаров:

    Всем привет!

    Да, статья любопытная и интеллект вещь действительно очень полезная для копирайтера…

    …но копирайтер, по моему глубокому утверждению, в первую очередь всё-таки должен иметь мышление продавца.

    Посмотрите на азербайджанцев, которые торгуют мандаринами на углу. Вы видите в их глазах огромный интеллект?

    А ведь как КЛАССНО И МНОГО продают!

    Вспомнил один случай, который произошёл с кем-то из «великих», если не ошибаюсь с Гари Хэлбертом…

    Так вот, он написал один из своих лучших продающих текстов будучи мертвецки пьяным. И потом в трезвом состоянии пытался его улучшить и не смог, а вы говорите интеллект рулит.

    Копирайтер/консультант по продающим текстам.

    Ответить
    • Shardakov:

      Павел Захаров, я думаю, что с таким интеллектом, как у Гарри Хэлберта, можно создавать шедевр даже будучи вдрободан подшофе. Я сомневаюсь, что товарищи под пивными ларьками могут повторить такой подвиг =) А вот что касается азербайджанцев…. Тут, действительно, парадокс… Они мастерски продают арбузы и мандарины, но если им придется продавать ювелирные украшения или алмазы, будет ли их природный коммерческий дар пользоваться тем же успехом?

      emanno, все знают, что деньги лежат в банке, или в квартире, ключом от которой язвительно дразнился Остап Бендер… Но ведь для того, чтобы «взять» банк или получить средства методами г-на Бендера, нужен высокий уровень интеллекта, не так ли? Ведь одно дело — знать, где деньги, и совсем другое — получать их. =)

      Ответить
  4. emanno:

    Друзья, важнейшая способность копирайтера — это держать нос по ветру )). То есть четко знать, где деньги лежат. Без этого все наши теории суть пустота и суета сует.
    Об этом еще старикашка Хопкинс говаривал. Ближе к народу, так сказать. Помните Евстигнеева из «Старый новый год?» )).

    ЗЫ. А вот и Павел Захаров отписался в том же русле. Держи 5, дружище!

    Ответить
  5. emanno:

    Shardakov, не то, чтобы я был от этого в восторге, но способность зарабатывать деньги никак не зависит от интеллекта. Это своего рода талант и рекламные тексты не исключение. И опять вспоминаем Хопкинса: он говорил, что чем текст проще, тем лучше для ваших продаж. В рекламном деле стиль — это недостаток!

    Ответить
    • Shardakov:

      emanno, насчет того, что простота — залог успеха, я полностью согласен. С другой стороны, для того, чтобы найти подход к аудитории, нужен либо талант, либо высокий интеллект (если таланта нет). Во всяком случае, другой альтернативы я не вижу. Одно дело, если человек всю жизнь продает продукт, который он знает как облупленный, и совсем другое дело — если он каждый месяц продает новый продукт новым покупателям.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide me
от Даниила Шардакова
Имя * Email *
Show me
Читайте ранее:
Позиционирование товара – еще один маленький секрет копирайтинга

Позиционирование – это то, в каком качестве Вы представляете свой товар Вашей аудитории. На минуту отвлекитесь и вообразите, что существуют...

Закрыть