Как сформировать правильную структуру текста и сделать его удобным для восприятия

Структура текста

С каждым днем в Сети появляются миллионы страниц текста. Сотни тысяч людей описывают события и явления, пишут новости и практические руководства, берут интервью, создают посты в блогах и сочиняют рассказы. Список можно продолжать до бесконечности, однако объединяет всех этих людей одно – все они создают текст с определенной структурой. У одних структура воспринимается легко читателями, а у других – сложнее. Сегодня мы рассмотрим, какие виды структуры материала бывают, а также ответим на главный вопрос: как написать текст, чтобы его было удобно читать и воспринимать.

Разновидности структуры текста

Структура текста может варьироваться в зависимости от задач и определяется автором индивидуально. Одни авторы выбирают правильную структуру, другие – не совсем. Как результат, одни тексты читаются легко: дословно или по диагонали, а другие – путают читателя и погружают его сознание в хаос непонимания.

Для наглядности, давайте разделим структуру текста на несколько частей. В большинстве случаев текст просто обязан иметь:

  1. Привлекающий внимание заголовок
  2. Основную часть, разделенную на абзацы

Разделение на абзацы, использование подзаголовков и списков служит для улучшения читабельности текста, подробнее о которой Вы можете прочитать в статье «Копирайтинг: улучшаем читабельность текста».

Основная часть может иметь свою внутреннюю структуру, в зависимости от выполняемых материалом задач.

Типы внутренней структуры:

1. Логическая (последовательная) структура

Логическая структура характерна для практических руководств, описаний, статей и так далее. Особенность такой структуры: каждый последующий абзац вытекает из предыдущего или связан с ним, прямо или косвенно. Это очень удобно для создания текстов, в которых приводится анализ чего-либо с последующими выводами.

К примеру, в этой статье предыдущий абзац описывает, где используется логическая структура, а этот – дает пример ее использования. Следующий абзац будет рассказывать о другом типе структуры, логически дополняя двух своих предшественников.

2. Пирамидальная структура

Пирамидальная структура наиболее характерна для новостей и пресс-релизов. В ее основу заложен принцип «перевернутой пирамиды», который требует размещение основной информации в самом начале материала и последующее ее раскрытие далее по тексту в деталях.

Пирамидальная структура позволяет пользователю сразу узнать, о чем статья и, при необходимости, узнать больше подробностей. При этом если пользователь прервет чтение, основная мысль до него все равно будет донесена.

3. FAQ-структура

FAQ-структура наиболее характерна для интервью или страниц с наиболее часто задаваемыми вопросами. Каждый абзац такой структуры представляет собой пару вопрос/ответ. Иногда в начале текста присутствует содержание со ссылками, чтобы пользователю было удобнее найти ответ на интересующий его вопрос.

4. Коммерческая структура

Рекламные и продающие тексты решают задачу продажи и продвижения. Они предполагают вызов ответной реакции пользователя: заказе услуги, покупке товара, звонке, регистрации и т.д. Для достижения желаемого результата, большинство коммерческих текстов создается на основе маркетинговой модели AIDA.

Эта модель имеет четыре ступени, исходя из которых и формируется структура материала. При этом стоит отметить, что не всегда структура может быть логичной. В данном контексте главное – это конечный результат, а не эстетика и последовательность.

5. Комбинированная структура

Комбинированная структура текстов наиболее характерна для блогов. Например, если блогер вначале описывает какое-либо событие, используя пирамидальную структуру, а затем делает анализ этого события и делится собственными мыслями, структурируя материал последовательно.

В случае с использованием комбинированной структуры стоит быть особенно внимательным, чтобы не получить анализ вперемешку с новостью. В противном случае получится хаотичная структура.

6. Хаотичная структура

Хаотичная структура не используется в текстах и, как правило, является результатом неумелых манипуляций автора с информацией. Внешне это напоминает текстовый винегрет: элементы различных типов структур, объединенные вместе и перемешанные случайным образом: аналитика с коммерческой жилкой, новости с ответами на вопросы и т.д.

Хаотичная структура путает пользователей и мешает им полноценно воспринимать информацию. Впрочем, иногда авторы прибегают именно к этому типу для дезориентации читателей. Задачей такого подхода может быть саботаж, дискредитация и т.д.

Структура абзацев

Как уже было написано выше, текст, для удобства восприятия, делится на абзацы. Абзацы, в свою очередь, также могут иметь собственную структуру, в зависимости от структуры текста и быть представлены в виде:

  • Вопроса/ответа
  • Одиночных предложений
  • Пласта текста
  • Списка
  • Цитаты

При этом, главное правило абзаца: он должен заключать в себе мысль и иметь смысл, даже будучи обособленных от других предложений.

Примеры правильных абзацев:

Копирайтинг – искусство создавать продающие и рекламные тексты. SEO-копирайтинг – производная копирайтинга, ориентированная не только на пользователя, но и на поисковые системы.

Любой предприниматель заинтересован в продвижении своих товаров и услуг. Чем выше отдача от рекламы, тем больше денег он готов в нее вкладывать.

Примеры некорректных абзацев:

Которая всегда была при нем. Неизвестно, какие у нее возможности, но одно можно сказать точно: без дополнительных финансовых вложений она не сможет полноценно раскрыть свой потенциал.

Даже оказывая на него максимальное воздействие. В итоге эта женщина просто погубит его.

Во втором случае абзацы не являются самостоятельными смысловыми единицами и мешают читателю воспринимать текст при чтении «по диагонали».

Выводы

Структура текста, во многом, определяет его дальнейший успех. В каждом индивидуальном случае структура выбирается исходя из задач, которые ставятся перед материалом. Главное – чтобы читатель имел возможность получать необходимую ему информацию максимально доступно, и при этом не утомлялся и не терялся. В таком случае, он будет благодарен Вам, как автору, и Ваши труды окупятся сполна.

Понравилась статья? Введите Email и узнавайте о новых материалах по почте:

Или поделитесь ей в соцсетях:


Tags: , ,

Category: Основы копирайтинга

Об авторе ()

Даниил Шардаков, профессиональный копирайтер и опытный интернет-маркетолог. Директор лаборатории продающих текстов SHARDEX и эксперт по копирайтингу крупнейшего белорусского рекламного интернет-агентства. Фанатичен. Ставит цели и достигает их. Скептик по натуре и постоянно ищет научное обоснование всему происходящему. Верит только цифрам и фактам. Женат. Обожает приступы энтузиазма и терпеть не может рутину, монотонность и скуку.

Реакции (9)

  1. Psimasters:

    Не совсем согласен с пунктом «4. Коммерческая структура»…

    А именно «в продающих текстах… не всегда структура может быть логичной».

    Я считаю, что чем логичней текст, тем быстрее он подведёт к нужному действию читателя (нажать на кнопку заказа или позвонить по телефону).

    А в остальном — всё очень правильно подмечено.

    Ответить
    • Shardakov:

      Павел, я считаю, что логику по праву можно поставить во главу угла во многих случаях… Но не во всех. Зачастую логика в продающих текстах только мешает. Это четко просматривается в ситуациях, когда при воздействии на читателя в тексте делается ставка на эмоциональную составляющую, например, если цель — импульсивные покупки.

      Ответить
  2. Видеограф:

    Очень структурная статья. Все очень четко и по полочкам. Всегда восхищает умение людей так делать:-)

    Ответить
  3. pavka:

    Да, спасибо за структурированный пост. Все по полочкам

    Ответить
  4. Dorita:

    It’s always a pleasure to hear from someone with exiertpse.

    Ответить
  5. Павел:

    Полезная информация с наглядными примерами — все сразу становится ясным. Спасибо!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide me
от Даниила Шардакова
Имя * Email *
Show me
Читайте ранее:
Как понять, чего хочет заказчик и избавить себя от переделывания работы

Заказчик коммерческих текстов никогда не знает, чего он хочет, на 100%. Конечно, заказчик имеет представление, что он хочет получить на...

Закрыть