Веб-райтинг, или как правильно писать тексты для сайта (+эксперимент)

как правильно писать тексты для сайта

Погоня за килознаками погубит Интернет! Во всяком случае, отдельные его сегменты – точно. Объем 2000, прямые вхождения, словоформы – и вот еще один текст, который, по сути, не несет никакой полезной информации, а используется исключительно для скармливания его поисковым роботам. Хотя, постойте-ка… А какая, вообще, разница, если за него платят? Все верно, никакой, если не учитывать один маленький нюанс. Если создание подобных текстов войдет в привычку, то о других текстах можно забыть.

Немного угнетающе получилось, не правда ли? Наверное, сказываются жуткая боль в горле и кислый клюквенный морс, которые составляют мне компанию во время написания этой статьи. Пора переходить в позитивное русло! Сегодня мы рассмотрим, как правильно писать тексты для сайтов, и что следует учитывать в этом легком на первый взгляд, но весьма непростом на деле занятии.

Пагубные стереотипы веб-райтинга. Эксперимент

Многие люди, которые работают на биржах контента, специализируются исключительно на создании статей для веба. Оплата в 99% случаев привязывается к тысяче знаков. Вполне логично, что чем знаков больше, тем больше получает автор за свою работу. На первый взгляд, все довольно просто. Однако есть одна небольшая загвоздка: тексты для веба бывают разные, но этот факт игнорируют тысячи авторов, продолжая лить потоки воды там, где это только вредит делу.

Чтобы не быть голословным, я решил провести еще один занимательный эксперимент. К слову, с опубликованными результатами предыдущего эксперимента Вы можете ознакомиться в статье «Язык профессионала в копирайтинге: что это такое и почему его так ценят заказчики».

Итак, суть:

Я снова выбрал пять человек с достаточно высоким рейтингом и стоимостью услуг от $5 за 1000 знаков и заказал написание цепляющего текста для главной страницы сайта фирмы, занимающейся оказанием клининговых услуг. Чтобы упростить авторам задачу я даже составил для них список основных преимуществ компании перед конкурентами с кратким описанием каждого из них.

Объем текста: до 3000 знаков.
Обязательное условие: текст должен решать поставленную задачу – превращать посетителей в покупателей.

По иронии, один из авторов даже предложил заполнить бриф, который, на мое счастье, оказался таким двусмысленным, что если бы по аналогичному проекту строили здание, то в результате мог бы получиться как бизнес-центр, так и коммерческий ларек.

Словом…

Результаты не заставили себя долго ждать. Через два дня у меня на руках были пять текстов, объем каждого составлял от 2,5 до 3 тысяч знаков. Самое забавное, что тексты мало чем отличались друг от друга, а также от текстов на сайтах, которые находятся в топе по запросу «клининговые услуги».

Выводы по эксперименту

Итак, по результатам эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Люди не хотят думать
2. Вместо креативного авторского решения в 95% случаев люди «подсовывают» авторский рерайт
3. Стереотип текстов статейного типа прочно въелся в умы современных авторов

Касательно первого пункта все понятно без комментариев. Лень свойственна всем людям. К слову, если для Вас эта проблема актуальна и Вы хотите ее победить, то Вам будет полезна статья «Лень: 14 способов, как от нее избавиться».

Второй пункт ставит под серьезное сомнение работу большинства копирайтеров с бирж, на которых стоимость авторского текста и рерайта отличаются почти в два раза.

Наконец, третий вывод заключает в себе серьезную проблему. Большинство считает, что для выполнения задания нужно просто написать текст, вставить в него преимущества компании и, вуаля, работа сделана! Но, почему-то, никто не думает о людях, которые будут этот текст читать.

Заголовки, списки и абзацы – это, безусловно, очень важные составляющие успешного текста для веба, но особое значение имеет и сам текст. Если человек уже пришел на сайт компании, занимающейся клининговыми услугами, то какой смысл объяснять ему, что это такое, от каких слов происходит, или засыпать банальными преимуществами типа «команды профессионалов», «новейшего оборудования» и «гарантии качества», когда эти же преимущества пестрят на сайтах конкурентов?

Полученные в ходе эксперимента тексты на 3 тысячи знаков про клининговые услуги не несли никакой пользы для читателя, не отвечали на главные его вопросы:

  1. Почему я должен выбрать именно эту компанию?
  2. Как они работают?
  3. Можно ли им доверять?

И, самое забавное, такой текст никто не будет читать, потому что никакого коммерческого интереса он не представляет. В идеале, текст должен «зацепить» в течение 10 секунд и заставить посетителя заказать услугу или хотя бы позвонить.

Но это мало кого волнует. Копирайтеры выжимают максимальные объемы, заказчики с чувством выполненного долга публикуют эти объемы на своих сайтах, даже не задумываясь о том, что они делают и зачем.

Даже если и предположить, что текст создается под поисковую оптимизацию, то какой в нем смысл, если потенциальный клиент приходит на сайт, видит «простыню» из символов, которые откровенно насилуют его глаза в особо извращенной форме, и закрывает страницу?

Рассуждать по этому поводу можно сколько угодно, хоть до корейской пасхи. Давайте лучше рассмотрим альтернативную точку зрения о том, как еще можно писать тексты для сайта.

Как писать текст для сайта. Альтернатива

Прежде чем начать писать, определитесь, для кого Вы пишете и зачем. От правильно поставленной задачи будет зависеть Ваш успех. Например, если Вам нужно написать информационную статью для широкого круга читателей – это один подход. Если Вам нужно побудить конкретного потребителя заказать ту или иную услугу – подход совершенно иной.

В примере из эксперимента нужно четко представлять, что ни один нормальный человек не будет вычитывать, что такое клининговые услуги и зачем они нужны. У человека есть четко поставленная задача, и он должен ее решить – вычистить свои «авгиевы конюшни», не сомневаясь в правильности своего выбора относительно компании-подрядчика.

Следовательно, нужно за минимальное время привлечь внимание человека тем, что для него важно и дать ему всю интересующую его информацию. Как правило, привлечение внимания берут на себя:

  1. Заголовок
  2. Подзаголовки
  3. Графика

…которые затем дополняются небольшими порциями текста, четко раскрывающими суть ответа на вопрос читателя. Высший пилотаж – если заголовки будут указывать на проблему коротко, четко и оригинально.

Примеры подзаголовков:

  • Блестят даже «авгиевы конюшни»…
  • Менее чем за 59 минут…
  • Стерильность как в лаборатории… и т.д.

Это относится, по большей части, к главным и промо- страницам сайтов. Для информационных страниц основное требование – чтобы текст был читабельным. О том, как этого добиться, – читайте в статье «Копирайтинг: улучшаем читабельность текста».

Резюме

Креатив, лаконичность и тонкость юмора всегда находятся там, где объем минимальный. Конечно, хорошо, когда страница с текстом высоко ранжируется в результатах поиска, однако какой в этом смысл, если эта страница не выполняет свои задачи в плане взаимодействия с читателем? Вопрос остается открытым…

Тексты для сайта не обязательно должны быть статейного типа. Нередко требуется минимум слов и максимум оригинальности. Главное — помнить, какая перед Вами стоит задача и для кого Вы пишете. Поставьте себя на место Вашего читателя, и очень многие вопросы отпадут сами собой.

Понравилась статья? Введите Email и узнавайте о новых материалах по почте:

Или поделитесь ей в соцсетях:


Tags: , , , ,

Category: Основы копирайтинга

Об авторе ()

Даниил Шардаков, профессиональный копирайтер и опытный интернет-маркетолог. Директор лаборатории продающих текстов SHARDEX и эксперт по копирайтингу крупнейшего белорусского рекламного интернет-агентства. Фанатичен. Ставит цели и достигает их. Скептик по натуре и постоянно ищет научное обоснование всему происходящему. Верит только цифрам и фактам. Женат. Обожает приступы энтузиазма и терпеть не может рутину, монотонность и скуку.

Реакции (15)

  1. Максим:

    Идея статьи насущная и правильная. Однако, мне кажется, в заголовке слова «как правильно» — не соответствуют идее. Представьте, что все копирайтеры прислушались к Вашему совету и кинулись писать «правильно», при этом изобретя новые расценки не за 1000 знаков, а, например, за кол-во смыслов, за кол-во посетителей или еще как-нибудь подороже. Следующая подобная статья под таким же заголовком может быть о том, что не стоит так кратко писать для веб-старниц, потому что читателю надо все разжевать.
    Как мне кажется, надо писать по-разному — в соответствии с задачей заказчика, что, кстати, бывает толково оформлено очень-очень редко.
    Потому «правильно» — выжать из заказчика четкую формулировку задачи. И отсюда уже плясать (писать).

    Ответить
    • Владимир:

      Формулировка «как правильно» один из лучших вариантов заголовка продаван-статьи.Не более того. Слово как увеличивает топовость и все. Так что….ничто не ново в этом мире. Всем на все насрать. Кто пишет,тому срать что он пишет за эти гроши. Кто покупает эту чепуху для продвижения, тому тоже срать, как все это будет продаваться. О. Бендер с его Торжественным комплектом понял это раньше других. И пока пипл хавает все так и будет.

      Ответить
  2. Shardakov:

    Максим, правильность подхода как раз и заключается в разрыве существующего стереотипа и решении поставленной задачи, Вы все верно подметили.

    Любое задание имеет свои особенности. В некоторых случаях статьи — лучшее решение, а в некоторых — нет. Главное — думать, что нужно писать и для кого =)

    Ответить
  3. Святослав:

    Спасибо за статью.
    Тенденции, о которых говорите, к сожалению, действительно наблюдаются. Хорошо еще, если текст хотя бы грамотно написан.
    А с другой стороны, чего еще можно ожидать от работы стоимостью 5$ за 1000?..
    Работающий продающий эксклюзив обойдется заметно дороже.

    Ответить
  4. эдуард:

    Заказал статью 2000-3000символов,основная цель которой-продажа услуги стоймостью 100-200тыс.руб. стоимость статьи -3000руб. дал рекламу яндекс, гугл-1500 переходов 20 звонков, как Вы думаете сколько я готов заплатить за 40 звонков? Не важно как написан текст главное чтоб решал задачу! чего мы-клиенты от вас-копирайтеров ждем!
    рs:хороший веб текст бесценен!

    Ответить
  5. Лариса:

    Максим не только большой умница, но и обладает прекрасным чувством юмора, а что самое привлекательное — он добрый человек, позитивный!!

    Ответить
  6. Виталий:

    У Вас очень интерестный сайт!Для меня это просто находка… Сохранил в закладки, буду посещать постоянно :)

    Ответить
    • Даниил Шардаков:

      Спасибо, Виталий, приходите еще =)

      Ответить
      • Ольга:

        добрый день. подскажите, если есть сайт, но нужно над ним поработать, занимаетесь ли вы этим или могли бы кого-нибудь посоветовать?

        Ответить
  7. Веста:

    Спасибо за ценную информацию, которую я регулярно получаю и стараюсь использовать.

    Ответить
  8. Сергей:

    Здравствуйте. Спасибо.
    Всего два вопроса. Кода Вы это все успели узнать? Что вы хотите мне продать?

    Ответить
  9. Кsu:

    за год словоблудия, т.е. писанины на биржах, только 1 раз попалось интересное задание с творческой свободой. А так несмелые попытки привнести в текст что -то нестандартное сводилось в доработке. но тут проблема в том, что на биржах работают в основном посредники, которым надо только ТЗ — там уже счастье встретить прямого заказчика. А то 9 из 10 заказчиков считают качество текста процентами уникальности, водности, заспамлености, тошноты и.т.д.
    а вообще статья интересная и воплощает то, чего хотелось бы..

    Ответить
  10. Наталья:

    «которые откровенно насилуют его глаза в особо извращенной форме»

    Я обожаю Ваш стиль! Спасибо за эти перлы.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide me
от Даниила Шардакова
Имя * Email *
Show me
Читайте ранее:
Объективный показатель эффективности текста, или чье мнение имеет значение

Любой текст, создаваемый копирайтером, должен решать поставленную перед ним задачу. Конечно, очень хорошо, если материал красиво оформлен, радует глаз, и...

Закрыть