Я-концепция личности

Я-концепция личности, или что мешает 99% копирайтеров нормально развиваться и зарабатывать

За последние 5 лет я общался с десятками или даже сотнями своих коллег-копирайтеров. Кто-то успешен и хорошо зарабатывает. Кто-то — только начинает. Кто-то — упорно бьется головой о невидимую стену и работает за копейки в штате или на биржах.

И чем больше я общаюсь с людьми и анализирую свой собственный путь в копирайтинге, тем больше убеждаюсь, что прав был в свое время Брайан Трейси, известный американский продавец. Именно от него я впервые узнал о Я-концепции, одной из главных причин того, почему одни резко вырываются вперед, а другие так и топчутся на одном месте.

Очередная лекция про «успешный успех»?

Сразу оговорюсь, это не лекция, и я не собираюсь рассказывать о том, как стать успешным, богатым, процветающим или нести подобную чушь. Я решил написать эту статью, потому что хочу показать прямую связь между Вашим восприятием себя и результатами, которых Вы достигаете. Само собой, с научным обоснованием. Готовы? Тогда поехали!

Принцип действия Я-концепции

Вы такие, какими себя представляете. Более того, люди видят Вас такими, какими Вы себя представляете. Слишком абстрактно? Давайте разберем эти моменты подробнее. Смотрите.

Ваше поведение, работа, увлечения и отношение к Вам других людей — все это находится в прямой зависимости от Вашей самооценки, Вашего видения себя. Если Вы считаете себя новичком, работа которого не стоит дороже $1 за 1000, то именно так Вы будете относиться к себе, и именно так люди будут относится к Вам. Все просто.

Когда Вы воспринимаете себя профессионалом, который стоит не менее $500 за один текст, то Вы относитесь к себе соответственно, и окружающие люди относятся к вам соответственно.

Небольшое научное обоснование

В принципе, для понимания основной мысли трех предыдущих абзацев более чем достаточно. Если Вы не хотите вникать в психологические тонкости, просто пропустите этот блок и продолжите чтение со следующего подзаголовка.

В Вашем подсознании существует Ваш собственный образ (его еще называют, самооценкой, самовосприятием и т.д.). Ваш мозг — это вычислительная система, которая калькой переносит Ваш образ в окружающий мир. Причем это происходит как явно — Ваши решения, действия и т.д., так и неявно — в виде скрытых процессов, которые Вы не контролируете (эмоции, обменные процессы и т.п.).

Каждый раз, когда изменяется Ваш образ, изменяетесь и Вы. Причем этот закон действует только в прямом направлении, т.е. Вы не можете измениться, если Ваш внутренний образ остался прежним.

Как это происходит на практике

Я не знаю, почему, но у подавляющего большинства копирайтеров очень заниженная самооценка. Более того, я наблюдаю этот феномен у многих славян. Скорее всего, это исторически сложилось еще со времен СССР, когда все должны были быть как все, одинаковыми, без особых достижений. Я думаю, отсюда и берет корни низкая самооценка.

— Ты, что, думаешь, ты лучше других, что ли?
— Нет, нет, что вы, что вы. Такая же серая масса, как и вы.

Ко мне часто обращаются новички с просьбой примерно такого характера: «Вот, я только начинаю, ничего не знаю, не умею, и, скорее всего, написал ересь, а вы — эксперт, можете посмотреть мой текст?»

А теперь объясните мне, почему если человек не уважает свою работу, я должен тратить на нее свое время? Самое печальное, что такие люди чаще всего остаются «хроническими новичками» и работают потом за копейки очень и очень долго.

То же самое относится и к биржам. У каждого человека есть минимальная цена, за которую он готов работать. Если внутренняя концепция человека говорит ему: «Так, слушай сюда: мы работаем за еду или за копейки по 12 часов в сутки», то человек так и будет работать. Так у него запрограммирован мозг. Это, можно сказать, его природа.

Примеров гораздо больше

Я-концепцию можно иначе назвать сапомозиционированием. Как Вы себя позиционируете, так все и будет в реальности. Мне в этом плане повезло. Я когда начинал вести этот блог, я очень многого не знал. Да, у нас с братом был свой небольшой магазин, и приходилось часто писать тексты и продавать: товар, идеи, сотрудничество и т.д., но в копирайтинге я был профаном. Это если говорить честно.

Но я изначально позиционировал свой блог как профессиональный ресурс, а себя выставлял профессионалом своего дела. Это, собственно и была моя Я-концепция (о которой я на тот момент вообще ничего не знал). Результат не заставил себя долго ждать: мой мозг сам сделал меня таким, каким я себя видел. Сейчас многие меня считают экспертом, хотя на самом деле — это всего лишь результат внутреннего видения и соответсвующего поведения. Ни больше, ни меньше.

Как изменить Я-концепцию и заставить ее работать

Допустим, Вы сейчас работаете по найму за $1000 в месяц. Если Вы представите себя миллиардером и начнете вести себя, как миллиардер, то Я-концепция работать не будет. Вы, скорее всего, не станете миллиардером, продолжите работать по найму и все, что Вас ждет, — это разочарование и внутренние конфликты.

Причина: Я-концепция личности — это очень инертный фактор, который не изменяется радикально и резко. Его можно изменить только последовательно и с привязкой к текущей самооценке.

Например, в моем случае профессиональная Я-концепция изменялась примерно так:

  1. Я еще многого не знаю, но научусь решать поставленные задачи. Я получу нужные знания и навыки за неделю и буду их использовать.
  2. Я знаю достаточно для того, чтобы продавать решение этих задач по $10-20 за текст.
  3. Мои тексты стоят дороже. Отныне я не стану их продавать дешевле $50.
  4. Я стал руководителем отдела копирайтинга в крупном рекламном агентстве. Моя работа стоит не менее $100.
  5. Я решаю комплекс задач не только по копирайтингу, но и маркетингу. Мой текст стоит не менее $150.
  6. Я уже не просто копирайтер, а независимый маркетинговый консультант и корпоративный тренер. Мой продающий текст стоит не менее $300.
  7. Я решаю комплекс сложных задач, которые приносят клиентам тысячи долларов прибыли. Моя работа стоит не менее $500 и т.д.

В этом примере я привязал Я-концепцию к деньгам, чтобы наглядно продемонстрировать принцип ее работы и прогресс. Но Вы должны понимать, что сам подход применим к любым сферам человеческой жизни.

В свое время Лорд Горинг, персонаж одного из произведений Оскара Уайльда, произнес очень классную фразу: «Люди любят тех, кто любит себя». И пусть с Уайльдом многие не согласны, а самовлюбленных нарциссов любят далеко не все, но очевидно обратное: Люди никогда не будут уважать тех, кто не уважает себя.

Практикум изменения Я-концепции

Чтобы показать принцип Я-концепции еще нагляднее, я составил небольшой набор советов. Эти советы помогут Вам создать свой образ правильно и достичь результата гораздо быстрее.

1. Цените и уважайте себя

На каком бы этапе Вы ни находились и в какой бы ситуации ни оказались — всегда сохраняйте чувство собственного достоинства. Цените и уважайте себя, свое время, свою работу и требуйте уважения со стороны других.

Я часто встречаю заказчиков, которые смотрят на исполнителей свысока и сразу даю им от ворот поворот. В результате их самооценка падает, моя самооценка растет, а моя Я-концепция усиливается.

2. Всегда используйте позитивный ключ

Что бы ни случилось, используйте позитивную мотивацию для построения Я-концепции. Например, если Вы ошиблись, не нужно кусать локти и обзывать себя бездарем. Скажите себе: Это просто замечательно, что судьба подкинула мне такой урок жизни. Я его усвоил(а) и теперь стану намного сильнее.

3. Изменяйте Я-концепцию постепенно

Вернемся к деньгам. Допустим. Ваш доход на данном этапе составляет $500 в месяц. Не нужно стремиться перешагнуть планку в $10 000 за один присест. Ваш мозг к этому еще не готов. Приближайтесь к цели поэтапно. Например, поставьте для начала планку $750 (это, к слову, прирост на 50%). Убедите себя, что Вам нужно зарабатывать именно столько, и Вы удивитесь. Ваш мозг будет постоянно подбрасывать Вам различные возможности. Причем это будет получаться само собой.

4. Не слушайте критиков

Кто может делать — делает, кто не может — критикует. Проложите свой собственный путь и настройте концепцию на результат. Чем больше Вы игнорируете критиков, тем сильнее Ваш образ и тем быстрее Вы достигаете результата.

5. Не изменяйте себе

Старайтесь быть последовательными и следовать проложенному курсу. Не стоит гнаться за краткосрочным быстрым результатом, если он противоречит концепции. Я знаю много талантливых предпринимателей, которые в свое время уходили работать по найму на большие деньги, а потом бросали работу и с языком на плече наверстывали упущенное время, исправляя ошибки.

6. Окружите себя людьми с сильными образами

У движения Бизнес-Молодости есть особая аббревиатура: ЧСМ. В расшифровке она означает Чувствую Себя Мудаком. Первый раз я испытал это чувство, когда работал инженером в лаборатории и попал на тусовку предпринимателей. Увиденный контраст тогда очень сильно подкосил мою самооценку, но именно тогда я осознал, что жизнь нужно менять для того, чтобы влиться в этот коллектив, в котором мне было очень комфортно.

Люди с сильной концепцией усиливают Ваш образ. Справедливо и обратное: общество людей с низкой самооценкой, завистников, которые только и умеют что жаловаться и обсуждать жизни других, сводят Вашу Я-концепцию в минуса.

Резюме

В Вашей жизни есть два образа. Один образ — это то, как Вы видите себя. Второй образ — это то, как Вас видят другие. Оба образа тесно связаны между собой. Эта связь носит название Я-концепции. Радикально изменить Я-концепцию нельзя. Вместо этого лучше последовательно изменять существующий образ, переходя из одного состояния в другое. Тогда достичь цели будет гораздо проще.

И пусть Ваша концепция всегда будет сильной!

Искренне Ваш, Даниил Шардаков.


Дата публикации:

Автор:

Telegram канал Шардакова о копирайтинге

Обсуждение теперь в Telegram. Там и канал с полезностями, и чат. Много всего. Подпишитесь!

Свежие публикации в блоге