Кейс: работа с публичным негативом через психологическое айкидо (на примере)

Не знаю, как Вы, а я лично очень люблю, когда мне публично пишут негатив в комментариях или пытаются как-то задеть или спровоцировать. Как минимум по двум причинам:

  1. Во-первых, это отличный способ тренировки навыков экстремального общения и психологического айкидо.
  2. Во-вторых, это бесценный источник нового контента, которым я могу поделиться с Вами.

Вот и сейчас, когда приехал негатив в комментариях, я максимально постарался для Вас собрать его в целостный, наглядный и информативный кейс. А чтобы Вам было проще, я буду пояснять ключевые моменты.

Начало

Началось все с того, что я выпустил в своем Телеграм-канале пост с чек-листом о том, как профессионально строить свою работу с заказчиком.

В этом посте была оговорка, что я принципиально не работаю с клиентами из некоторых ниш. Одна из них — это инфобизнес. Есть у меня в отношении него такой пунктик. Да и в целом, любой копирайтер может выбирать, с каким бизнесом ему работать, а с каким нет. На мой взгляд, это вполне нормально.

Но, как это часто бывает, есть люди с другой точкой зрения. Лично я всегда приветствую конструктивную дискуссию до тех пор, пока та не выходит за рамки приличий. Впрочем, когда выходит — тоже приветствую, но уже не как обсуждение, а как кейс работы с психологическим айкидо. Так и получилось в этот раз.

Здесь и далее я всех участников дискуссии обезличу (по этическим соображениям).

Первичный выпад

Прошло некоторое время после выхода публикации. И вот однажды в комментариях человек пишет, что его позиция и опыт отличаются от моих. И это хорошо. Особенно если человек хочет обсудить вопрос. Тогда ему нужно дать дополнительную вводную, почему я ставлю нишу в стоп-лист и почему у меня с ней негативный опыт.

А дальше начинается самое интересное. Вместо конструктивного обсуждения — самовозвышение, переход на личности и передергивание. Все три аспекта в одном комментарии! И это мегакруто, потому что можно сделать просто шикарный кейс!

Впрочем, на данном этапе пока нельзя со 100% уверенностью судить, сознательно ли человек провоцирует автора или у него это выходит на эмоциях, по случайности. Поэтому в такой ситуации нужно в первую очередь сделать зондирование.

Зондирование собеседника

Зондирование — это такие фразы, которые позволяют выявить намерение собеседника (или оппонента, в зависимости от результатов).

Самый простой вариант — занять условно оборонительную позицию с подчеркиванием своих сильных сторон. Если человек в ответ начинает и дальше провоцировать, переходить на личности и активнее атаковать, то его намерения становятся уже очевидными и можно переходить в контратаку. Посмотрите, как это делается.

В данной ситуации зондирование сработало даже слишком хорошо, и комментатор не только раскрыл намерения, но и обозначил свои цели. Посмотрите на сообщение. Из него мы видим, что у атакующего следующие задачи:

  1. Скомпрометировать автора перед его аудиторией
  2. Показать свое превосходство
  3. Прорекламировать другого автора и другой продукт

Зная эти цели, можно переходить к технике психологического айкидо и амортизации. Но прежде несколько очень важных правил, о которых всегда нужно помнить в таких ситуациях.

Очень важные правила

Правило №1: любое публичное выяснение отношений или спор — это шоу. Здесь не имеет значения, кто прав. Важно другое — какое впечатление диалог производит на аудиторию и чью сторону она занимает.

Правило №2: ни в коем случае нельзя вестись на провокацию, переходить на личности и оскорбления в ответ. Потому что это автоматически компрометирует перед аудиторией и выставляет в очень невыгодном свете.

Правило №3: никогда нельзя в открытую ругать конкурентов. Какими бы они ни были. Отвечать нужно только с позиции позитива, конструктива и своих преимуществ. Проще говоря, отвечать за себя.

Психологическое айкидо

Немного теории.

Психологическое айкидо — это специальная техника работы с негативом, которая возвращает атаку к ее отправителю и производит благоприятное впечатление на аудиторию. Подробнее об этой технике можете прочитать в книгах «Психологическое айкидо М. Литвака или «Тексты для соцсетей» Д. Шардакова (Вашего покорного слуги) или посмотреть в этом видео:

Сама по себе техника состоит из двух этапов: амортизации (подстройки под негатив) и управления (возврата негатива к отправителю или его нейтрализации). Посмотрите, как выглядит амортизация на примере реплики.

Здесь мы делаем сразу несколько важных вещей.

  1. Признаем свою неидеальность. Это и есть та самая амортизация. Такой подход мало того, что не позволяет оппоненту с нами спорить так еще и располагает к нам аудиторию, которая читает комментарии (т.н. триггер благорасположения).
  2. Даем факты, которые полностью опровергают тезисы оппонента. Например, ленивый человек вряд ли станет записывать бесплатные курсы, писать книги и по 10 проверять выполнение домашки у студентов.
  3. Смещаем фокус на других достойных преподавателей, тем самым отвлекая внимание от реплики оппонента и показывая, что автор не зациклен на себе. Это тоже вызывает расположение.

В итоге получается, что оппонент сам себя компрометирует, а мы остаемся чистыми и благородными, с чувством собственного достоинства.

Ослабление позиции оппонента

Далее к дискуссии, как правило, начинает подключаться аудитория. И сразу видно, на чьей стороне ее симпатии. При этом обратите внимание, что оппонент играет на чужой территории, и ему нужно приложить усилия, чтобы переманить мнение читателей на свою сторону. В данной ситуации аудитория мало того что видит слабую позицию атакующего, так у нее еще и есть претензии к тому, что человек рекламирует. Все это приводит к резкому ослаблению позиции, посмотрите.

В такой ситуации оппонент может действовать либо тонко и по уму, исправляя допущенные ошибки, либо топорно и в лоб, переходя на личности, самовосхваление и дешевый пиар. К большому моему сожалению, он выбрал второй вариант, после чего играть стало откровенно скучно.

Как видите, оппонент уходит в оборону, начинает оправдываться и продолжает хвалить себя. Это еще больше портит общее впечатление. В такой ситуации отлично работает подход контрастного душа.

Подход: контрастный душ

Контрастный душ — это реплика, в которой мы, в отличие от оппонента, даем ощутимую ценность аудитории и показываем несостоятельность его аргументов. Так, в этой ситуации это можно реализовать через образ преподавателя, которого не интересуют разборки, а только достоверность информации, которую получает аудитория. Более того, реплику можно еще больше усилить, если демонстративно похвалить оппонента. В глазах аудитории это будет выглядеть как резкое повышение позиции, словно над диалогом. Посмотрите реализацию.

Дальше оппонент может действовать только реактивно, подстраиваясь под реплики автора.

Поскольку атакующий уже скомпрометировал себя, то продолжать разговор нет особого смысла. Помните, что тут неважно, кто прав. Важно только то, как диалог воспринимает аудитория. Единственное исключение — это когда оппонент использует тактику all-in — идет в наступление всем, что у него осталось.

В такой ситуации, поскольку у противника уже позиция слабая, можно снова использовать психологическое айкидо и снисходительно превратить все в шутку. Дальше оппонент может только ухудшить свое положение, если продолжит диалог.

В нашем случае повезло. Более того, человек избрал худшую из возможных тактик: снова перешел на личности и продолжил нападать не только на автора, но и на его аудиторию (что непростительно).

При таком подходе у человека уже нет шансов вернуть расположение аудитории, но он может сделать еще много публикаций, перегрузив ленту комментариев (сделать т.н. оффтоп).

Чтобы этого не произошло, нужно поставить цугцванг: словить противника на слове и выдать такую реплику, на которую у него нет возможности ответить достойно. Плюс, в нашем случае нужно обязательно возвысить аудиторию, потому что, во-первых, на нее напали, а во-вторых, потому что она на канале главная. Например, вот так.

А дальше аудитория самостоятельно покажет свое отношение и сделает так, чтобы у человека отпало всякое желание что-либо писать.

В результате провокатор не достигает ни одной из поставленных целей, а автор выходит из конфликта с достоинством, репутацией, еще более лояльной аудиторией и новым контентом для блога.

Заключение

Надеюсь, кейс Вам понравился. Если Вам интересна эта тема, напишите в комментариях, и я постараюсь делать больше таких публикаций по мере накопления материала.

Берегите себя.


Дата публикации:

Автор:

Telegram канал Шардакова о копирайтинге

Обсуждение теперь в Telegram. Там и канал с полезностями, и чат. Много всего. Присоединяйтесь!

Свежие публикации в блоге