Копирайтинг «кормит» сотни тысяч человек. Однако одним он приносит хороший доход в несколько тысяч, а другие из последних сил пытаются заработать пару десятков долларов и с тоской смотрят на свои работы, которые пылятся невостребованными в архивах бирж копирайтинга. Откуда такая разница? Можно ли с этим что-то сделать? И, если можно, то как? Столько вопросов… И на каждый из них ответ кроется в этой статье…
Сколько времени у Вас уходит на написание текстов?
Прежде чем мы начнем отвечать на вопросы, давайте добавим еще несколько в общую корзину. Сколько времени у Вас отнимает копирайтинг, скажем, в день? Два? Три? Четыре? Восемь часов? Суровая правда жизни такова, что многие копирайтеры, работающие на биржах, часами проводят у монитора, генерируя текстовую массу в режиме нон-стоп. Неудивительно, ведь от количества символов напрямую зависит количество условных единиц, начисляемых на счет.
А теперь давайте немного посчитаем. Допустим, тысяча знаков стоит $1. Одна статья – приблизительно 2,5 тысячи знаков, на нее уходит, предположим, час. Тогда, работая восемь часов в день без отдыха и выходных, копирайтер имеет возможность зарабатывать $600 в месяц. Это при условии, что не придется искать информацию для статьи, тщательно ее выверять и дорабатывать материал по требованию заказчика. Добавьте к этому вероятность того, что текст могут не купить, если Вы пишете для магазина готового контента. Как результат, средний заработок сокращается, как минимум, на треть (а в некоторых случаях — до 90%), но даже при этом он остается предметом мечтаний для тысяч исполнителей.
А теперь самое интересное. Работая без перерыва часами над текстами перед компьютером, Вы зарабатываете не только условные денежные единицы. Вы зарабатываете также остеохондроз, близорукость, подрыв иммунитета и прочие нервно-сосудистые болячки, которые Вам, вообще, не нужны, но которые имеют не очень хорошие последствия.
Таким образом, получается, что в одном случае работа себя окупает, а во втором – нет. Тогда идет речь о работе в убыток, поскольку копирайтер тратит свое здоровье, электроэнергию, интернет-трафик, но не получает достойной денежной компенсации.
Типы копирайтеров
По количеству проведенного за работой времени и полученной отдаче всех копирайтеров можно разделить на несколько типов. Хочу сразу отметить, что я не пытаюсь кого-то обидеть, унизить или оскорбить. Данная классификация сформирована исключительно на основе соотношения время/отдача, и любой копирайтер может перейти из одного класса в другой. Кто-то запросто, а кто-то с усилиями.
1. Рабочие
Этот тип наиболее характерен для бирж копирайтинга. Копирайтеры данного типа работают день и ночь напролет, создавая тексты для других и получая за это фиксированную оплату. Главная характерная особенность этого типа: если человек не работает, он не получает денег. Все просто. При этом не имеет принципиального значения, платят Вам за работу $0,5 или $5 за тысячу знаков. Если Вы не генерируете текстовую массу, Вам не производят начислений на счет.
Верхняя планка заработка рабочих, как правило, не превышает $1000. При этом нужно отказаться от всех удовольствий и неустанно изнашивать одну клавиатуру за другой во имя заказов.
2. Менеджеры
Менеджеры в иерархическом плане стоят выше рабочих. Они затрачивают на работу гораздо меньше времени, но даже им, порой, приходится изрядно попотеть. Как правило, менеджеры выступают посредниками между заказчиками и копирайтерами: берут на себя бремя общения с авторами и сдают готовую, выверенную работу нанимателю.
Отличительной особенностью этого типа является то, что без его участия работа все равно идет. Механически это выглядит следующим образом: менеджер дает задание автору и может идти гулять, пока копирайтер это задание выполняет. Затем менеджер возвращается, проверяет задание и дает следующее. Под началом каждого менеджера может быть несколько исполнителей, и, чем их больше, тем меньше у менеджера свободного времени, но и выше доход.
У меня есть знакомые менеджеры, под началом которых десятки рабочих. Так вот, они также вкалывают без выходных, день ото дня, постоянно просиживая у экрана монитора часами. Средняя верхняя планка заработка активного менеджера составляет порядка $1200–1500.
3. Креаторы
Креаторы – это авторы, которые специализируются на создании рекламных и продающих текстов. Все профессиональные копирайтеры, в большинстве случаев, относятся именно к этому типу. Технически, работа креатора выглядит как работа простого рабочего: текст за деньги, однако на деле в эту работу заложены совершенно другие принципы.
Дело в том, что основная работа креатора происходит не за клавиатурой. Можно сказать, что для этого типа классификации компьютер – это всего лишь инструмент, а не источник дохода. Большая часть работы креатора проходит в анализе, придумывании концепции, поиске подхода к потребителю. Это, в первую очередь, умственный труд, и уже в самую последнюю – набор символов. Вот почему средний текст креатора, объемом 1000 символов, может стоить $50-100. И это будет оправдано, поскольку в данном случае цена выставлена не за символы, а за идею, за информационный продукт, который приносит деньги.
В плане соотношения время/отдача креаторы – самый гибкий тип. Продающую концепцию можно свободно продумывать в дороге, на отдыхе, гуляя по парку и общаясь с прохожими. Такая работа имеет хорошую отдачу и не вредна для здоровья, по сравнению с работой первых двух типов.
Среднюю стоимость работы креатора сложно назвать. У нее широкий диапазон, и она зависит от многих факторов. Например, если креатор каждый день создает один продающий текст, то его заработок за месяц посчитать совсем несложно.
4. Системщики
Системщики, по своей природе, – уникальный тип. Основная их особенность – создание автономных работоспособных систем, которые приносят доход без их участия. После создания одной системы они берутся за вторую, затем за третью и т.д. Системщики действуют по ситуации и вовлекают в работу все остальные типы, если это необходимо.
Де-факто, системщики – это смешанный тип, в котором могут проявляться все предыдущие типы вместе взятые. В отличие от рабочих или менеджеров, если системщик выполняет какую-то работу, то он знает, зачем он ее выполняет, и какой результат намерен получить.
Особенность системщиков также состоит в том, что у них нет, вообще, никаких рамок заработка. С одной стороны, создавая системы, они могут «сосать лапу» несколько месяцев, зато, с другой, выше них – только небо. По своей натуре, системщики – авантюристы. Их не привлекают деньги, их привлекает – свобода.
Как зарабатывать больше, тратя меньше времени
Спросите любого успешного копирайтера, как заработать больше, и он Вам ответит: «Перестаньте думать о деньгах». Многие тут же могут начать возмущаться, дескать, вот, легко ему говорить, он зарабатывает много, а мы еще ничего, как тут не будешь думать о финансах.
На самом деле, в таком простом совете содержится гораздо больше информации, чем может показаться на первый взгляд. Дословно эту мысль можно раскрыть следующим образом:
Не зацикливайтесь на деньгах. Не делайте их Вашей конечной целью. Сделайте их инструментом достижения Вашей цели.
К слову, об этом говорят не только успешные копирайтеры, но и успешные бизнесмены, такие как Роберт Кийосаки, например. Он сумел сколотить огромное состояние, и весь свой путь подробно описал в своих книгах, самыми популярными из которых стали «Богатый папа, бедный папа» и «Квадрант денежного потока».
Кроме того, если Вы спросите у большинства копирайтеров-профессионалов, что больше всего они ценят в своей работе, то вряд ли Вы найдете того, кто ответит Вам однозначно: «Деньги!». Большинство из них привлекает сам процесс, решение трудных задач, анализ результатов, улучшение и развитие.
Чтобы зарабатывать больше, нужно переходить из одного класса в другой. Это как в школе, только в данном случае срок обучения не привязывается к учебному году. Только так можно поднять верхнюю планку заработка и скинуть с себя цепи рутинной работы.
Конечно, для многих фрилансеров биржи – единственный источник дохода, но, с другой стороны, никто не говорил, что все будет легко. У каждого свой путь, и каждый должен пройти его сам, преодолевая препятствия и достигая успехов. Начать можно с малого, например, любой копирайтер может завести блог, который со временем будет приносить доход. Неважно, какой, главное – это будет пассивный доход и достойное пополнение Вашего портфолио.
Подробнее о том, зачем копирайтеру вести блог, можно прочитать в статье «Блоггинг как форма копирайтинга, или зачем копирайтеру вести блог».
Выводы
Итак, какие выводы можно сделать из сегодняшней статьи… Во-первых, всеми силами нужно продвигаться по классовой лестнице, поскольку батрачить всю жизнь на других людей – удовольствие ниже среднего, которое не приносит желаемой финансовой отдачи. Многие копирайтеры зарабатывают мало, потому что нерационально используют свое время, губят свое здоровье и начинают зарабатывать еще меньше, становясь просто биологическими роботами для производства контента. Вот почему, во-вторых, заботьтесь о своем здоровье, поскольку кроме Вас о нем больше никто не позаботиться. Давайте своему организму отдых, гуляйте, не забывайте о физкультуре. Для достижения апогея финансовой отдачи создавайте собственные системы. Наконец, перестаньте зацикливаться на деньгах. Деньги – это всего лишь инструмент, и нужно делать так, чтобы они работали на Вас, а не Вы на них.