Рано или поздно любой копирайтер сталкивается с задачей написать пресс-релиз. И главная проблема, которая встает чаще всего, – как правильно его написать, если заказчик не дал достаточно информации. Что ж, в написании пресс-релиза, и правда, есть масса нюансов, поскольку этот вид текстов за свою историю претерпел множество изменений и требования к его написанию существенно исказились, равно как и значение понятия «копирайтинг». Впрочем, не все так сложно как кажется на первый взгляд. Устраивайтесь поудобнее, сегодня мы распутываем клубок связей с общественностью и разбираем, как написать пресс-релиз, от которого будет реальный толк.
Что такое пресс-релиз
Пресс-релиз – это информационное сообщение, освещающее тот или иной повод. Как правило, это сообщение пишется для журналистов или редакторов периодических изданий и не носит рекламный характер. Очень часто заказчик просит: напишите мне рекламный пресс-релиз. Если исходить из определения, то это нонсенс.
Для кого пишется пресс-релиз
Исторически сложилось, что пресс-релизы должны были писаться для журналистов печатных изданий – газет и журналов. Это было особенно актуально лет двадцать назад, когда пресса в буквальном смысле правила миром. Сейчас же влияние печатных СМИ существенно уменьшилось, и если раньше PR менеджеры из кожи вон лезли, чтобы зацепить пресс-релизом журналистов, то с развитием информационных технологий и тотальной глобализацией это стало никому не нужным, бесполезным занятием. Теперь пресс-релизы пишутся непосредственно для целевой аудитории и в умелых руках являются очень мощным оружием покорения широких масс.
Структура пресс-релиза
Любой пресс-релиз состоит как минимум из трех основных частей:
- Цепляющий заголовок
- Лид
- Тело пресс-релиза
Рассмотрим их более подробно:
1. Заголовок
Одна из самых важных составных частей пресс-релиза – заголовок. Именно по нему журналисты (изначально) и целевая аудитория (в наши дни) определяют, стоит ли уделять внимание основному тексту. Хороший заголовок – это более 90% успеха пресс-релиза. Одна из грубейших ошибок всех начинающих копирайтеров – игнорирование заголовка или создание его банальным и скучным.
О том, как написать классный заголовок, Вы может прочитать в статье «10 приемов создания эффектных цепляющих заголовков».
2. Лид
Лид – это первый абзац. Информационная основа всего текста. Сразу стоит отметить, что пресс-релиз пишется по принципу «перевернутой пирамиды». В лиде содержится вся основаня информация, которая впоследствии раскрывается в основном тексте.
3. Тело пресс-релиза
Тело пресс-релиза является логическим продолжением лида и раскрывает подробности информационного повода, которому посвящен пресс-релиз. Как правило, в теле содержатся факты, цитаты и описания.
Например, если пресс-релиз посвящен выпуску новой линейки промышленных роботов, то в теле будут в обязательном порядке описаны преимущества новой линейки перед аналогами, выгоды для потребителей и перспективы, которые эта линейка открывает в промышленности.
Особенности современных пресс-релизов
При написании пресс-релиза для СМИ можно давать информацию как угодно (сухо, сжато, официально и т.д.), полагаясь на то, что журналисты сами сделают тексты для своих изданий интересными и читаемыми. Однако теперь, когда пресс-релизы пишутся для потребителей, такой подход показал очень низкую эффективность. Объясняется это просто: каждый день в интернете и без того появляется масса информации. У людей просто нет времени на очередное скучное чтиво.
Секрет написания убойного пресс-релиза
На самом деле, «секрет» – это очень громко сказано. Просто для того, чтобы пресс-релиз возымел должный эффект, нужно писать его не по правилам и канонам классического подхода двадцатилетней давности, а как продающий текст, который делает акцент на проблеме и предлагает ее решение целевой аудитории.
Основное различие состоит только в том, что структура может не в полной мере соответствовать модели AIDA, но, тем не менее, цеплять внимание читателя и вызывать у него живой интерес. Главное правило в этом случае сохраняется: классный заголовок – 90% успеха.
Пример пресс-релиза
Предположим, есть некая вымышленная компания, например, Shard-Toys, которая выпустила на рынок новую игрушку – робота «Мимик», который умеет обучаться и подстраиваться под характер и темперамент ребенка, становясь для него лучшим другом.
С одной стороны, можно было бы просто выложить голые факты, но это неинтересно. Вместо этого пресс-релиз можно красиво обыграть. При этом не стоит забывать, для кого Вы пишете. Если это розничные торговцы, то акцент будет на одних ценностях, а если родители – то на совершенно других.
Вот, например, как может выглядеть пресс-релиз для родителей:
НОВИНКА! Идеальный друг ребенка с совместимостью 99,9%
Практика показывает, что в 40% случаев ребенку трудно угодить с игрушкой, поскольку каждый ребенок имеет уникальное сочетание характера и темперамента. Однако компании Shard-Toys удалось разработать новый формат интеллектуальных игрушек, которые имеют успех у 99,9% детей, вне зависимости от пола, национальности и вероисповедания.
Все дело в том, что большинство родителей покупает игрушки, примеряя их «под себя» или руководствуясь общепринятыми стереотипами: мальчику – машинка, девочке – кукла, при этом совершенно не учитывая, чего хочет сам ребенок.
Инновационная разработка от компании Shard-Toys – робот «Мимик», который с точностью до десятых долей процента анализирует характер и темперамент ребенка, и реагирует на его воздействие самым оптимальным образом, приносящим максимальные положительные эмоции. Кроме того, этот робот обладает встроенной интеллектуальной системой, которая способна обучаться. Таким образом, робот развивается совместно с ребенком и остается его лучшим другом на протяжении долгих лет.
Более того, робот «Мимик» постоянно отслеживает пульс ребенка, его температуру и прочие биологические параметры, и в случае их изменения подает сигнал родителям на сотовый телефон, становясь не только игрушкой, но и переносной диагностической системой, гарантируя родителям дополнительную степень защиты их малыша.
Вот как прокомментировал выпуск новой игрушки директор концерна Shard-Toys, Даниил Шардаков:
Кредо нашей компании – не только приносить детям радость, но и способствовать их развитию самым эффективным образом. Современные ритмы жизни делают многих родителей занятыми, ограничивая их общение с детьми. Конечно, ничто не может заменить родительское внимание, но многие вещи дети узнают посредством игр, и наша цель – сделать эти игры максимально результативными, чтобы они не заменяли внимание родителей, а дополняли его, позволяя ребенку развиваться и делая его счастливым. Робот «Мимик» — еще один шаг в этом направлении.
«Мимики» по специальным акционным предложениям доступны в фирменных магазинах концерна Shard-Toys.
Если Вы распространяете Ваш пресс-релиз в Сети и имеете возможность вставить гиперссылку на промо-материалы, то это позволит повысить эффективность Вашей работы в разы.
Главное – помнить, что любой пресс-релиз – это не только способ заявить о чем-то, но и действенное средство отстройки от конкурентов, которым можно и нужно пользоваться.
16 ответов к “Как написать убойный пресс-релиз”
Спасибо за статью. Как всегда очень интересно. А не в курсе ли Вы, как часто журналы или интернет-издания соглашаются печатать пресс-релизы с указанием автора или ссылки на источник. Я как раз работаю над написанием пресс-релиза на одну новинку.
Людмила, это, скорее, зависит не от частоты, а от издания, интересности и актуальности материала. Любому журналу только на руку, если он первым опубликует сенсационную информацию, ведь журналисты живут постоянной погоней за сенсацией ;).
Спасибо за статью!)
Скажите, пресс-релиз предназначен для того, что бы на основании его материала, журналист написал статью.
Но сталкиваюсь с тем, что интернет-СМИ просто копируют и вставляют текст в статью, ничего даже не изменяя. Правильно ли они поступают? При обычном копипасте, не должны ли они указывать источник информации?
Здравствуйте, Даниил!
Мне кажется это не пресс-релиз, а рекламный текст. В основе пресс-релиза должна лежать новость, то есть больше конкретики, а не рассуждений. Это мое мнение.
Спасибо Даниил за отличный сайт! Не первый раз обращаюсь к Вашим рекомендациям и советам. И они всегда помогают сделать мою копирайтерскую работу на отлично!
Даниил, добрый день!
Я столкнулась с такой проблемой пресс-релизов:
В нашей сети новые магазины открываются как грибы, и по этой новости каждый раз пишутся однотипнхз отличаются друг от друга только адресом и размером торговой площади.
Как на Ваш взгляд можно разнообразить эту информацию, чтобы она была интересна для потребителей и СМИ?
СПАСИБО!
Даниил, простите — первое сообщение улетело недописанным…
В общем, я хотела узнать Ваше мнение, как можно разнообразить однотипные по сути пресс-релизы от одной компании.
Помогите написать хороший пресс релиз для DJ (не бесплатно конечно) — есть такие????
Доброго времени. Спасибо за статью. Стало понятно что нет никаких правил и стандартов. Нужно просто подойти с психологической точки. Ведь если не знать свою целевую аудиторию, не изучив его,не узнаешь часто ему нужно. Познал добьешся успеха. Я так считаю. Спасибо.
Во многом согласен и с автором статьи, и с вами. Написать хороший («убойный», как пишет Даниил) текст — это искусство. Тут нужны и чусто психологии, и чувство слова. Просто так все не объяснишь.
Поэтому хорошего копирайтера нужно искать, а когда нашел — его любить и беречь :)
И еще есть такой нюанс. Мало написать (заказать) отличный текст. Его нужно еще донести до правильной аудитории. А тут нужны уже совсем другие навыки. Поэтому у нас в фирме копирайтингом занимается один человек (на фрилансе нашли) , вот распространением текстов — совсем другие люди. Распространение на аутсорс в PRonline отдали. Получается очень эффективно.
Это, кстати, оптимальный вариант, если бюджет на PRкомпанию небольшой и в штате нет отдельной должности пиарщика.
В PRonline (из моего опыта) не просто помогают в публикацией релизов, но именно организуют PRкомпанию. Подскажут, расскажут какие темы для новостей выбрать , когда лучше опубликоваться и т.д. Очень грамотно работают.
Вставлю свои 5 копеек. В Пиар Онлайн мне еще и «под ключ» пишут материалы, так как своего толкового копирайтера так и не удалось найти. По стоимости вполне приемлемо. Со сроками выполнения работ никогда косяков не было, как, например, у фрилансеров. И по качеству на высоте.
Пресс-релив в примере это череда клише и банальностей. «Реагирует на его воздействие самым оптимальным образом, приносящим максимальные положительные эмоции». «Гарантируя родителям дополнительную степень защиты».
Ничего о том, как игрушка выглядит, для какого она возраста, какой алгоритм заложен в ее основе или другие интересные факты о компании.
Аргумент: «можно было бы просто выложить голые факты, но это неинтересно. Вместо этого пресс-релиз можно красиво обыграть».
Полагаете, у современных читателей есть время и желание читать «воду»?
В начале 12-го года, когда Рунет не был искушен и не знал об инфостиле, текст, как для начинающего копирайтера, был относительно неплох. Да, много абстракций, усилителей и клише. Зато структурно выдержан :) К тому же, сама статья отлично ранжируется в поиске уже более 7 лет и имеет неплохие поведенческие факторы.
Сейчас я бы этот текст, конечно, написал иначе. Но из уважение к себе семилетней давности этого делать не стану. Пусть останется для истории. Если есть желание, можете сделать свой вариант по всем канонам. Я добавлю его со ссылкой на авторство.
А у современных людей, как выяснилось, есть и время, и желание читать «воду». Сам в шоке. Намедни как раз столкнулся с абстрактной «портянкой», которая при этом весьма и весьма неплохо конвертировала.
Очень полезная информация, спасибо
Приятно было встретить в топе выдачи, потребовалось — отличный материал