Я уже неоднократно писал о том, что в основе копирайтинга, в первую очередь, лежит далеко не сам текст, а идея, которую текст реализует. Но идея, сама по себе, не имеет веса. Чтобы ее развить, нужно создать для нее структуру. Можно держать эту структуру в голове, но человеческая память устроена таким образом, что автоматически «выбрасывает» неиспользуемую информацию. Одной из самых удачных и удобных альтернатив на сегодняшний день является использование интеллект-карт, бесплатного и практичного способа создания и развития структур для любых начинаний.
Что такое интеллект карты
Прежде чем работать с тем или иным инструментом, давайте разберемся, что этот инструмент собой представляет, зачем он нужен и какие преимущества он может нам предоставить.
Итак, интеллект-карта, она же карта ума (от англ. mind map) – это комплексное и системное представление любой идеи, процесса, явления, события или объекта. Словом, с помощью интеллект-карт можно представлять что угодно в разложенном «по полочкам» виде.
Для простоты восприятия пример упрощенной интеллект-карты для продающего текста представлен на рисунке ниже.
Как видно из рисунка, в интеллект-картах используется древовидная система связей (вот почему интеллект-карту иногда называют диаграммой связей). Принцип прост: Вы разбиваете идею на части, затем полученные части разделяете на составные компоненты более низкого уровня, затем ниже, ниже, до тех пор, пока перед Вами не будет представлена идея, процесс или объект, разложенные на элементарные составляющие.
Секрет древовидной системы в интеллект-картах
Очевидно, что интеллект-карты позволяют удобно систематизировать структуру любого материала или идеи, однако у них есть еще один очень мощный секрет, который можно использовать.
Обратите внимание, что в интеллект-картах присутствует жесткая иерархическая структура. Это означает, что в карте ума вся информация представлена в виде отдельных уровней.
В статье «Метод спектрального создания эффективных текстов (метод Шардакова)» уже затрагивалась тема иерархии, и там же был затронут закон оптимального спектрального взаимодействия:
Лучше всего взаимодействуют системы одного иерархического уровня.
А теперь давайте взглянем на нашу интеллект-карту в примере. На одном иерархическом уровне у нас находятся «Мужчины» и «Женщины» в ветке «Аудитория» и пять основных компонент текста (от заголовка до призыва) в ветке «Структура». Видите? Если разделить информацию на уровни, то мы получаем гораздо больше данных, если сочетаем эти уровни между собой. Например, мы получаем пищу для ума и можем более детально продумать следующие аспекты:
- Как тот или иной заголовок зацепит мужчин и женщин
- Какие акценты на решении проблем лучше сделать для мужчин, а какие для женщин
- Какой призыв для каждого пола будет наиболее действенным
- Чьим отзывам больше будут доверять мужчины, а чьим – женщины и т.д.
Как видите, в итоге после составления интеллект-карты в нашем распоряжении имеется гораздо больше информации, позволяющией сделать текст еще более цепляющим.
Интеллект-карты в копирайтинге
Древовидные карты ума можно с успехом использовать в копирайтинге, значительно повышая качество и информативность текстов. Это связано с тем, что любой текст имеет свою информационную структуру. Структура – это скелет, на ней все держится, и чем продуманнее структура, тем более информативными и интересными будут Ваши статьи.
Лично я, когда прорабатывал трилогию статей о продающих текстах, использовал именно интеллект-карты. Это удобно, наглядно, наводит на дополнительные мысли и позволяет ничего не упустить из виду. К слову, ознакомиться с трилогией можно по ссылкам:
- Как написать эффективный продающий текст. Часть первая. Подготовка
- Как написать эффективный продающий текст. Часть вторая. Практикум
- Как написать эффективный продающий текст. Часть третья. Презентация
Еще одним существенным плюсом интеллект-карт в копирайтинге, да и в любой другой сфере, является то, что это универсальный инструмент для совместной работы. Вы излагаете свои мысли и свое видение, а Ваш партнер, к примеру, дополняет Вашу структуру своими замечаниями, дополнениями и ответвлениями. В итоге карта ума становится полем для мозгового штурма, от чего Ваше дело только выигрывает.
Как заработать на интеллект-картах
Интеллект-карты – это не только способ структурирования информации, но и отличный товар. Пример из моей личной практики: у заказчика есть штатный копирайтер, который отлично пишет тексты. Однако для решения задачи нужно было создать систему из связанных статей, раскрывающих полностью одну большую тему.
Заказчику нет смысла платить за сам текст, поскольку для этого у него есть человек, зато для него есть смысл заплатить за структуру, которая стоит дешевле и позволяет штатному автору на практике понять принципы создания аналогичных систем.
Программное обеспечение для создания интеллект-карт
В сети существует огромное множество как приложений под различные платформы так и онлайновых сервисов для разработки карт ума. Лично я использую программу FreeMind, т.к. она бесплатная, функциональная и простая в использовании. Скачать ее можно
Выводы
Итак, интеллект-карты могут стать не только существенным подспорьем в работе, но и неплохим товаром, при условии, что есть люди, которые готовы за этот товар платить. Карты ума используют иерархическую структуру, а значит, к ним применим принцип оптимального спектрального взаимодействия, который увеличивает эффективность и полезность ассоциативных карт в разы.