Хотите откровение? Любой, даже самый посредственный текст, можно сделать читаемым взахлеб. И сделать это очень просто. Секрет кроется всего в одном слове: ритм. В этом месте Вы уже должны быть достаточно заинтригованы, чтобы устроиться поудобнее и сконцентрировать внимание на статье. Что ж, не будем откладывать. Сегодня я познакомлю Вас с одним очень мощным орудием копирайтера, которое реально наполняет тексты жизнью и делает их гораздо более простыми и удобными для восприятия. Готовы? Тогда поехали.
Что такое ритм текста
Вы наверняка часто сталкивались с понятием ритма в музыке (тыц-тыц-ты-ды-дыц) или в танце (квик-слоу-квик-квик-слоу). У каждого текста тоже есть свой ритм, и он может быть либо динамичным, либо монотонным.
Возьмем для наглядного примера музыку. Когда ритм монотонный, нас клонит ко сну. Когда музыка живая, мы, наоборот, находимся «в тонусе». С текстом все то же самое. Когда текст монотонный, то он утомляет читателя и справляется со своей задачей гораздо хуже.
Давайте я продемонстрирую это на примере монотонного “канцелярского” текста.
В соответствии с данным пунктом договора исполнитель не имеет права использовать материалы по своему усмотрению, вне зависимости от формы представления данных материалов (печатном, электронном, сканированном виде и др.). В случае нарушения исполнителем данного пункта договора, исполнитель обязуется выплатить заказчику компенсацию в размере 200% суммы, оговоренной в Приложении А к настоящему договору. При этом заказчик может выдать исполнителю письменное разрешение на использование отдельных фрагментов материалов, указанных в п.2.1.3, и только в этом случае исполнитель имеет право использовать вышеупомянутые фрагменты по своему усмотрению, если иное не указано в письменном разрешении заказчиком.
Абзац получился большой, но в нем всего 3 предложения. Эти предложения достаточно увесистые и примерно одинаковой длины.
А теперь давайте рассмотрим еще один пример.
Я думал как большинство. Я искренне полагал, что существует “волшебная таблетка”, которая сделает меня богатым и счастливым. Но я ошибся. Всеобщее заблуждение привело к тому, что я скупил все курсы по успеху от известных коучей. Но результата это не дало. Никакого. Я читал, проникался, но ничего не делал и, само собой, ничего не получал. Как можно было быть таким наивным?! Даже обидно.
Видите? В отличие от предыдущего, этот текст воспринимается гораздо легче, и “проглатывается” на одном дыхании. Во многом благодаря ритму. Также я использовал во втором случае принцип “скользкой горки” Шугермана. Подробнее о ней Вы можете прочитать в статье “Как начать текст”.
Немного научного подхода
Если взглянуть на упрощенные рисунки ритмов каждого текста, то получится следующая картина.
Первый текст можно сравнить с монотонным покачиванием лодки на волнах. Большинство людей от такого расслабляются, сладко зевают и засыпают. Аналогичным образом дело обстоит и с текстами.
Обратите внимание: в первом случае предложения длинные, но даже если они будут короткие, и при этом одинаковые, рисунок ритма все равно будет монотонным и утомляющим.
Рисунок второго ритма больше похож на шторм: никогда не знаешь, откуда ударит волна, и какой она будет. В итоге такой ритм всегда держит читателя «в тонусе». Это важно по двум причинам:
- Снижается вероятность того, что читатель устанет и прекратит чтение.
- Внимание читателя при перемене ритма концентрируется по-новой, и он воспринимает информацию лучше.
Другими словами, когда у Вас ритм текста постоянно изменяется, то Ваш текст читают дольше и внимательнее. Следовательно, текст гораздо лучше справляется о своей задачей: продает, убеждает, информирует.
Формирование ритма текста
Теперь, когда значимость ритма осознана, самое время разобраться, как его формировать. Здесь все просто. Смотрите:
Предложения делятся по своей длине условно на три группы:
- Маленькие (1-4 слова)
- Средние (5-10 слов)
- Большие (11-23 слов)
Если предложения больше 23 слов, их лучше упрощать или разбивать на более мелкие.
При формировании ритма Вы просто чередуете предложения и разных групп, не допуская 3-кратного (и более) повтора одной группы. В итоге на выходе у Вас динамичный текст, простой и удобный для восприятия. При этом не забываем об особенностях публикации текстов в соответствующей среде: (интернет, печатная реклама и т.д.).
Секретная техника: ударные слова в точках перемены ритма
Эта техника гораздо сильнее и сложнее, чем просто чередование ритма. Детально я ее описывать в этой статье сегодня не буду, может, остановлюсь на ней более подробно в следующих материалах. Подпишитесь на обновления блога, чтобы ничего не пропустить.
С помощью этой техники вызывается особый словесный резонанс. На практике это позволяет даже самый скучный и посредственный текст превратить чуть ли не в бестселлер. Утрированно, конечно, но потенциал у этой техники действительно очень большой. Суть ее заключается в размещении ударных слов (тех, на которые падает интонационное ударение) в точках перемены ритма. При такой расстановке слов внимание и концентрация читателя на тексте максимальны.
Этим приемом часто пользовались авторы знаменитых детективов: Агата Кристи, Джеймс Хедли Чейз, Артур Конан Дойл, а также многие русские классики. К слову, именно поэтому многие копирайтеры читают не только профессиональную, но и художественную литературу.
Резюме
Итак, если Вы хотите, чтобы Ваши тексты луче решали поставленную перед ними задачу, избегайте монотонного ритма. Для прокачки навыков размещения ударных слов читайте художественную литературу русских и зарубежных классиков.
И пусть Ваши тексты решают поставленную задачу!
Искренне Ваш, Даниил Шардаков.
22 ответа к “Еще одно секретное оружие копирайтера: ритм текста”
[…] on shard-copywriting.ru Share this:TwitterFacebookGoogle +1БольшеLinkedInTumblrPinterestПечатьпо […]
Я думаю, признанный мастер коротких ритмичных предложений — это Хемингуей. И Ремарка можно добавить. А что читавете Вы, Даниил из художественной литературы?
Обычно самые успешные авторы — те, кто пишет в хорошем ритме. Талант в литературе в этом случае может стоять на 2 месте или отсутствовать, как таковой. Есть же ещё одаренность и способности…
Ги де Мопассан читается на одном дыхании. У него тоже есть, чему поучиться. Как некоторые критики ни злились, разгадывая секрет успеха этого «выскочки» и «денди», да ничего не вышло. О Мопассане знают все, а злопыхатели давно почили. :) Спасибо за ещё одну хорошую статью, Даниил.
Добрый день. Статья очень поучительная и полезная. Все становится ясно и понятно. Спасибо.
как раз недавно услышал об этом в сериале «Метод Фрейда» с Охлобыстиным,в серии где писательницу обвиняли в подрыве издательства.разговор звучал примерно так:
писательница:»РАССТАВЛЯЕТЕ УДАРНЫЕ СЛОВА В ТОЧКАХ ПЕРЕМЕНЫ РИТМА,ПОЛУЧАЕТЕ ТЕКСТ ОТ КОТОРОГО ПРОБИВАЕТ МОЗГИ ДАЖЕ ЕСЛИ В НЁМ ОЧЕНЬ МАЛО СМЫСЛА.РЕДАКТОРЫ ДОЛЖНЫ ВНИМАТЕОЛЬНЕЕ ЧИТАТЬ,А НАШИ РЕДАКТОРЫ…ПОНИМАЕТЕ?
ОХЛОБЫСТИН: «КОНЕЧНО,САДИШЬСЯ В «ЖИГУЛИ»,ПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЯЕШЬ РЕПЛИКИ И ДАЛЬШЕ НЕСЁШЬСЯ НА «ФЕРРАРИ».ГЛАВНОЕ УМЕТЬ ЕЗДИТЬ»
кто то может мне подсказать что такое УДАРНЫЕ СЛОВА,что такое ТОЧКИ ПЕРЕМЕНЫ РИТМА и где они находятся???заранее пизнателен
Тема ритма и ударных слов имеет историю, более раннюю, чем сюжет в «Метод Фрейда». Ритм текста начали активно изучать после исследования текстов Агаты Кристи (оригинальных). В свое время люди зачитывались ее детективами, и были не в силах оторваться. У Агаты Кристи был природный талант особо тонко чувствовать ритм. Она строила предложения таким образом, что читатели не только не уставали от чтения ее романов, но и максимально вовлекались в них. Во многом это было связано именно с ударными словами — словами, которые ставились на месте интонационного ударения и создавали резонанс в сознании и воображении читателя.
Это стало любопытным фактом, и его стали использовать наравне с другими.
Что до примеров, сравните эффект воздействия двух предложений. Которое из них Вам кажется более эмоциональным (примеры не из творчества Агаты Кристи):
а) Дверь тихо открылась. Послышались шаги. Скрипнул пол. Убийца украдкой пробирался к спальне раненой девушки, чтобы завершить дело. Бах! Сработала ловушка, и киллер оказался в западне. Как загнанный зверь. Как пойманный монстр.
б) Дверь тихо открылась. Послышались шаги. Скрипнул пол. Убийца украдкой пробирался к спальне раненой девушки, чтобы завершить дело. Сработала ловушка, и киллер оказался в западне.
Точки перемены ритма — там где рядом идет спад интонации и интонационный подъем.
Всегда приятно наталкиваться на свои мысли в чужом исполнении. Я уже давно искала в интернете про ритм в текстах и ничего не находила. Решила, что это только я такое замечаю. Оказывается нет! Кстати, когда я пишу тексты для своего сайта или статьи, тематику которых хорошо знаю и могу импровизировать, то ритм есть, легкий и читабельный (ну мне так кажется). А как что-то на заказ и тема не изученная, так все такое неказистое.
Есть мнение, что раздел «Секретная техника: ударные слова в точках перемены ритма» в этой статье навеян эпизодом из сериала «Метод Фрейда». Он как раз в январе этого года вышел в свет. И там в одной из серий была сцена, о которой написал Михаил двумя комментариями выше. Похоже, явная фантазия сценариста. Даниил, или можете опровергнуть, что это далеко не фантазия? :)
Да, только там не фантазия сценариста, а малоизвестный факт. К слову, идея написания этого поста пришла именно во время просмотра «Метода Фрейда». =)
Даниил, когда Вы напишете подробно об этом приеме? очень интересно, действительно ли он имеет такое волшебное действие, как описывается в фильме» Метод Фрейда» и в Вашей статье
Всему свое время, Денис. Для этой статьи мне нужно собрать примеры и провести ряд экспериментов. Чтобы не быть голословным.
А что касается волшебства… «Волшебных таблеток» не существует. Вообще. Зато есть инструменты и методы, которые усиливают воздействие. О них мы еще будем говорить, и не раз.
Вопрос чрезвычайно важный и, кажется, только для русскоязычных писателей неизвестный! Недавно прочла следующий пассаж: «Он вышел из лифта, подошёл к двери, поднял руку, согнул палец и… постучал!»
Сразу вспомнолось предупреждение редакторам в фильме «Метод Фрейда».
А вообще-то, следует просто связаться со сценаристами сериала и спросить у них, каким источником они пользовались для этой сцены. Потом уже работать с этой информацией так, чтобы это пошло на пользу читающим статьи Даниила и пишущим свои работы.
Хочу продолжение про ударные слова в точках перемены ритма
Имеет ли место в статьях и ком. текстах выделение определённого слова в предложении каким-либо образом, чтобы смысл повествования был правильным?
Напр., «Вот теперь Я буду делать», «Вот теперь я БУДУ делать».
П.С. Если ещё это предложение и не в контексте. Тем более, что если и контекста как такового нет)
Нет, не имеет. Более того, тогда текст будет выглядеть как минимум странно :)
Если предложение в отрыве от контекста, то Ваша задача — построить его так, чтобы не было двусмысленности при прочтении.
Даниил, спасибо за Ваш труд! Гениальная фишка с ритмом.
Я думал как большинство. Я искренне полагал, что существует “волшебная таблетка”, которая сделает меня богатым и счастливым. /// Все же это одно предложение, никак не два. Предложение несёт смысл, а в подобных примерах разбиение точкой — совершенно искусственно. Это спокойно прокатывает с мужчинами, но покажите подобный текст женщинам — половина вам точно укажет, что точка надуманная
Как показывает практика, большинство читателей не обращают на это внимания, потому что следят за смыслом. Единичные случаи не в счет, потому что претензии могут быть к любому, даже самому гениальному тексту. Нас же просто интересует результат на большой выборке, ни больше, ни меньше.
Согласен. Посоветуйте материалы с вашего блога о текстах для корпоративного блога, пожалуйста
Материалов на блоге на эту тему не так много, зато на YouTube есть целый курс, посвященный статьям, он актуален и для корпоративного блога: https://www.youtube.com/playlist?list=PLHJIPLA7xCMo7u6Ty_hprvYHCW-bct5xT
Даниил, спасибо Вам большое за очередную порцию интересного материала. Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи. Очень информативно. Очень доходчиво. Очень полезно для новичков и не только. В очередной раз замечаю, что Вы затрагиваете вопросы, о которых не особо распространяются другие тренеры по копирайтингу. Хотя грамотное структурирование повествования — это неотъемлемая часть любого текста. О чередовании коротких и длинных предложений, о ритме и о своеобразной «музыке» текста в свое время говорили такие мастера, как Гэри Провост и Рой Питер Кларк. Возможно, что и упомянутые в предыдущих комментариях сценаристы «Метода Фрейда» вдохновлялись советами именно этих величайших мастеров.