С каждым днем в Сети появляются миллионы страниц текста. Сотни тысяч людей описывают события и явления, пишут новости и практические руководства, берут интервью, создают посты в блогах и сочиняют рассказы. Список можно продолжать до бесконечности, однако объединяет всех этих людей одно – все они создают текст с определенной структурой. У одних структура воспринимается легко читателями, а у других – сложнее. Сегодня мы рассмотрим, какие виды структуры материала бывают, а также ответим на главный вопрос: как написать текст, чтобы его было удобно читать и воспринимать.
Разновидности структуры текста
Структура текста может варьироваться в зависимости от задач и определяется автором индивидуально. Одни авторы выбирают правильную структуру, другие – не совсем. Как результат, одни тексты читаются легко: дословно или по диагонали, а другие – путают читателя и погружают его сознание в хаос непонимания.
Для наглядности, давайте разделим структуру текста на несколько частей. В большинстве случаев текст просто обязан иметь:
- Привлекающий внимание заголовок
- Основную часть, разделенную на абзацы
Разделение на абзацы, использование подзаголовков и списков служит для улучшения читабельности текста, подробнее о которой Вы можете прочитать в статье «Копирайтинг: улучшаем читабельность текста».
Основная часть может иметь свою внутреннюю структуру, в зависимости от выполняемых материалом задач.
Типы внутренней структуры:
1. Логическая (последовательная) структура
Логическая структура характерна для практических руководств, описаний, статей и так далее. Особенность такой структуры: каждый последующий абзац вытекает из предыдущего или связан с ним, прямо или косвенно. Это очень удобно для создания текстов, в которых приводится анализ чего-либо с последующими выводами.
К примеру, в этой статье предыдущий абзац описывает, где используется логическая структура, а этот – дает пример ее использования. Следующий абзац будет рассказывать о другом типе структуры, логически дополняя двух своих предшественников.
2. Пирамидальная структура
Пирамидальная структура наиболее характерна для новостей и пресс-релизов. В ее основу заложен принцип «перевернутой пирамиды», который требует размещение основной информации в самом начале материала и последующее ее раскрытие далее по тексту в деталях.
Пирамидальная структура позволяет пользователю сразу узнать, о чем статья и, при необходимости, узнать больше подробностей. При этом если пользователь прервет чтение, основная мысль до него все равно будет донесена.
3. FAQ-структура
FAQ-структура наиболее характерна для интервью или страниц с наиболее часто задаваемыми вопросами. Каждый абзац такой структуры представляет собой пару вопрос/ответ. Иногда в начале текста присутствует содержание со ссылками, чтобы пользователю было удобнее найти ответ на интересующий его вопрос.
4. Коммерческая структура
Рекламные и продающие тексты решают задачу продажи и продвижения. Они предполагают вызов ответной реакции пользователя: заказе услуги, покупке товара, звонке, регистрации и т.д. Для достижения желаемого результата, большинство коммерческих текстов создается на основе маркетинговой модели AIDA.
Эта модель имеет четыре ступени, исходя из которых и формируется структура материала. При этом стоит отметить, что не всегда структура может быть логичной. В данном контексте главное – это конечный результат, а не эстетика и последовательность.
5. Комбинированная структура
Комбинированная структура текстов наиболее характерна для блогов. Например, если блогер вначале описывает какое-либо событие, используя пирамидальную структуру, а затем делает анализ этого события и делится собственными мыслями, структурируя материал последовательно.
В случае с использованием комбинированной структуры стоит быть особенно внимательным, чтобы не получить анализ вперемешку с новостью. В противном случае получится хаотичная структура.
6. Хаотичная структура
Хаотичная структура не используется в текстах и, как правило, является результатом неумелых манипуляций автора с информацией. Внешне это напоминает текстовый винегрет: элементы различных типов структур, объединенные вместе и перемешанные случайным образом: аналитика с коммерческой жилкой, новости с ответами на вопросы и т.д.
Хаотичная структура путает пользователей и мешает им полноценно воспринимать информацию. Впрочем, иногда авторы прибегают именно к этому типу для дезориентации читателей. Задачей такого подхода может быть саботаж, дискредитация и т.д.
Структура абзацев
Как уже было написано выше, текст, для удобства восприятия, делится на абзацы. Абзацы, в свою очередь, также могут иметь собственную структуру, в зависимости от структуры текста и быть представлены в виде:
- Вопроса/ответа
- Одиночных предложений
- Пласта текста
- Списка
- Цитаты
При этом, главное правило абзаца: он должен заключать в себе мысль и иметь смысл, даже будучи обособленных от других предложений.
Примеры правильных абзацев:
Копирайтинг – искусство создавать продающие и рекламные тексты. SEO-копирайтинг – производная копирайтинга, ориентированная не только на пользователя, но и на поисковые системы.
Любой предприниматель заинтересован в продвижении своих товаров и услуг. Чем выше отдача от рекламы, тем больше денег он готов в нее вкладывать.
Примеры некорректных абзацев:
Которая всегда была при нем. Неизвестно, какие у нее возможности, но одно можно сказать точно: без дополнительных финансовых вложений она не сможет полноценно раскрыть свой потенциал.
Даже оказывая на него максимальное воздействие. В итоге эта женщина просто погубит его.
Во втором случае абзацы не являются самостоятельными смысловыми единицами и мешают читателю воспринимать текст при чтении «по диагонали».
Выводы
Структура текста, во многом, определяет его дальнейший успех. В каждом индивидуальном случае структура выбирается исходя из задач, которые ставятся перед материалом. Главное – чтобы читатель имел возможность получать необходимую ему информацию максимально доступно, и при этом не утомлялся и не терялся. В таком случае, он будет благодарен Вам, как автору, и Ваши труды окупятся сполна.