Эта статья — логическое продолжение поста о страхах начинающего копирайтера. После его выхода мой почтовый ящик подвергся ковровой бомбардировке с одним вопросом: “Где начинающему копирайтеру найти нормальные заказы?” Биржи контента исключаем сразу как минимум по этим 10-ти причинам. Итак, устраивайтесь, поудобнее, сегодня по многочисленным просьбам мы рассмотрим 10 реальных источников прибыльных заказов для новичка-копирайтера, которые можно получить уже сейчас. Готовы? Тогда поехали!
Правило момента силы
Обычно копирайтеру знать физику необязательно. Но я хочу, чтобы Вы знали это полезное правило: пригодится в жизни не раз. Оно очень простое. Одинаковые усилия могут давать различный результат. Вопрос в том — к чему Вы эти усилия прикладываете. Выбирая правильную точку приложения силы, Вы получаете лучший результат.
Давайте рассмотрим эту мысль на примере. Допустим, мне нужно написать текст “О компании”. Если бы я получил заказ на бирже, то мне за него заплатили бы в лучшем случае рублей 50. Но я знаю, куда приложить силу, поэтому получаю за такой текст не менее 5 000 рублей (в 100 раз больше). При этом усилия и время в обоих случаях затрачиваются одни и те же. Видите разницу? Найдите правильную точку приложения силы, и Вы получите более ощутимый эффект.
10 источников заказов и точки силы для них
Сейчас мы рассмотрим с Вами 10 источников заказов, которые может получить начинающий копирайтер. При этом я настоятельно рекомендую Вам прочитать сперва эту статью, если Вы еще ее не читали. Ко многим фундаментальным вещам, расписанным в ней, я возвращаться сегодня не стану, поскольку у нас и без того большой информационный блок.
1. Сам себе заказчик
Самый простой и одновременно самый сложный источник. С одной стороны, копирайтер никогда без куска хлеба не останется. Как минимум по 3-м причинам.
- Он может продавать свои услуги с помощью своих текстов.
- Он может продавать чужие товары и услуги с помощью своих текстов.
- Он может запустить свой контент-проект.
Первые два способа позволяют получить деньги быстро. Главное в этом деле — понять, что сам по себе текст на голом месте продавать не будет. Помимо текста нужна аудитория, привлечение которой — отдельный вопрос (см. статью “Как увеличить продажи. Часть первая. Лиды”).
В первом случае Вы продаете себя как специалиста. Тут все просто и понятно: создали текст, привели аудиторию и ждем заказов. Во втором случае система сложнее, но интереснее. Ее можно разбить на 4 простых шага.
Шаг №1: Выбираете нишу, в которой хорошо разбираетесь.
Шаг №2: Создаете продающий текст или продающую страницу.
Шаг №3: Принимаете заявки (теплых потенциальных клиентов).
Шаг №4: Продаете заявки тем, кто ведет бизнес в выбранной Вами нише.
Этот прием называется “продажа лидов”. Как вариант, можно просто сдавать страницу в аренду. Если она генерирует целевые заявки, то любой реальный бизнес у Вас ее с удовольствием арендует.
Третий способ потребует времени. И сил. По моим наблюдениям 8 из 10 копирайтеров, создающих свой контент-проект, терпят неудачу из-за угасшего энтузиазма. Когда я создавал этот блог, у меня руки опускались не один, не два и даже не пять раз. А гораздо больше. Мне помогло то, что в те времена я работал инженером и мог переключаться между проектами.
Самому себе генерировать заказы хорошо. Однако у большинства начинающих копирайтеров с этим возникает сложность: у них еще не сформировано маркетинговое мышление, и работать в таком формате непривычно. Опять же, здесь нужны базовые навыки продаж. Впрочем, даже если их пока у Вас нет — не беда. Есть еще как минимум 9 альтернативных источников заказов.
2. SEO-студии
Если Вы откроете рейтинг Рунета, то увидите, что в нем есть огромное количество компаний, занимающихся поисковым продвижением. И в 95% случаев им нужен контент. Хороший, полезный и качественный. Адаптированный под нужные запросы. Если Вы можете предложить им такой контент и владеете основами поискового продвижения (см. эту и эту статьи), то Ваши услуги будут очень востребованы. Само собой, Вам эти услуги нужно предложить.
Отдельный плюс — если Вы хорошо разбираетесь в какой-то коммерческой нише. Такие специалисты даже сейчас, когда везде процветает демпинг, очень высоко ценятся и всегда востребованы. Звезд с неба SEO-студии Вам, конечно, не дадут, но заработать $3-5 за 1000 знаков там вполне реально, особенно если Вы специализируетесь на какой-то области. Еще один плюс компаний, хоть и не всех, — условный карьерный рост с увеличением размера оплаты (его еще часто называют системой грейдов, или градацией авторов).
К недостаткам этого источника заказов можно отнести то, что развиваться как настоящему копирайтеру Вам здесь не дадут. Впрочем, если Вы специализируетесь на SEO-контенте, то прокачаете навыки по полной.
Важно: предлагая услуги SEO-компаниям, помните про их интерес. Они заинтересованы эффективно продвигать сайты своих клиентов при минимальных затратах. Поэтому в оффере делайте упор на соответствие техническому заданию, владение навыками SEO-копирайтинга на уровне выше среднего и знание специфики востребованных ниш.
3. Одиночные оптимизаторы и вебмастера
Как показывает практика, долго работать на SEO-студию Вы, скорее всего, не будете. Разумеется, если Вы хороший контентщик. Дело в том, что у SEO-специалистов, как правило, есть собственные проекты, и хороших авторов они охотно переманивают к себе, обеспечивая большим объемом работ.
Если абстрагироваться от SEO-компаний, то одиночных оптимизаторов и вебмастеров можно найти на тематических форумах по оптимизации (searchengines.ru, webmasters.ru, cy-pr.com и т.д.), а также на форумах различных партнерских программ, на которых зарабатывают эти вебмастера (forum.profit-partner.ru и пр.).
Практика получения заказа, как правило везде одинаковая: выполняете тестовое задание, получаете положительный отзыв от старожила с высоким рейтингом, а дальше Вас загружают работой по полной программе.
Недостатки аналогичные предыдущему пункту: заточенность под статейный формат, минимум коммерческой составляющей. Делая предложение оптимизаторам, помните: они заинтересованы в получении хорошего контента по минимальной цене. Хотите зарабатывать больше — добавьте ценности в виде продвинутых знаний поисковой оптимизации, идеальному соответствию ТЗ или экспертности в конкретной нише.
4. Корпоративные сайты
Это бездонный источник заказов, который почему-то мало кто использует. В этих двух видеоуроках я показывал текст, взятый с реального сайта. Посмотрите.
И таких сайтов, требующих переработки текстов, большинство. Их сотни тысяч. Все, что Вам нужно сделать, — это предложить владельцам этих сайтов свои услуги и переработать тексты так, чтобы они работали на продажи.
Обратите внимание: здесь Вы уже работаете в корпоративном (B2B) сегменте. Основная ценность: максимальный результат на вложенные деньги. Также обратите внимание, что большинство компаний предпочитают платить по безналу, поэтому если у Вас открыто ИП или ООО, то это будет дополнительным плюсом.
Предлагая услуги в корпоративном сегменте, делайте акценты на привлечении дополнительных клиентов и дополнительных продажах, а не на текстах. Тогда ценность Вашего предложения будет на порядок выше, а вместе с ценностью — и оплата.
Основное достоинство корпоративного сегмента — ему можно много чего предложить: продающую страницу, тексты на сайт, контент-маркетинг, Email-маркетинг и массу других инструментов. Если предложение будет подано в правильном ключе, то одного заказа может хватить на месяц работы. Самый выгодный вариант — договориться на оказание услуг с абонентской платой.
5. Инфобизнесмены
Еще одна золотая жила, если Вы умеете писать продающие тексты. В инфобизнес сейчас приходят десятки тысяч человек. И всем им нужны продающие тексты для их продуктов. Все, что Вам нужно сделать — это найти инфобизнесмена, который заинтересован в Ваших услугах. Как правило, они обитают на тематических форумах (напр. info-forum.ru) и конференциях.
Я знаю копирайтеров, которые работали только на одного заказчика-инфобизнесмена и были обеспечены работой (и деньгами, соответственно) под завязку. Таких копирайтеров еще называют персональными.
Делая предложение инфобизнесменам помните, что их интересует в первую очередь объем продаж их продукта. Расставьте правильные акценты, и Вы получите заказ.
6. Информационные сайты и рассылки (журналы)
Существует масса тематических журналов, которым нужны качественные статьи. Если Вы чувствуете в себе задатки журналиста, то грех не попробовать заработать на этом. Неоспоримый плюс работы в тематических журналах и порталах — Вы выбираете ту тематику, которая Вас интересует, и работаете не только ради денег, но и удовольствия. Альтернатива тематическим журналам — набирающие популярность электронные рассылки (Email-рассылки, огромное количество которых можно найти вот здесь).
Мало кто знает, но я в студенческие годы тоже подрабатывал журналистом на одном игровом портале. Меня в те годы захватывала тематика игровой индустрии, и работа сама по себе вызывала живой интерес, а оплата за нее была приятным дополнением.
Когда Вы предлагаете услуги журналиста, помните, что для владельца издания (или главного редактора) самое важное — это аудитория. Ей Ваши материалы должны быть интересны, и пока Вы удовлетворяете ее информационный голод, у Вас будет работа.
7. IT-компании
Компании, работающие в сфере информационных технологий постоянно выпускают новые сервисы и программы. Всем этим продуктам нужны технические описания и руководства. Авторов, которые создают подобные материалы, называют техническими писателями и очень ценят.
Главная ценность для IT-компаний — привлекательность и конкурентоспособность выпускаемого продукта. Создавая качественные технические описания и руководства, Вы улучшаете продукт, делаете его доступным и понятным для конечного пользователя.
Проблема большинства IT-компаний — в них работают сплошные технари. Они отлично умеют решать технические задачи, но сделать описание для них сложно. И здесь Вы будете им очень кстати. К слову, IT-индустрия — одна из самых прибыльных, поэтому оплата хорошего технического писателя начинается от $1000.
8. Видеостудии и разработчики игр
Прибыльный источник заказов для творческих людей с хорошо развитым абстрактным мышлением. Задача заключается в создании сценариев и описаний постановочных сцен. Своего рода, вариация обязанностей технического писателя, но с более креативным уклоном.
Эта работа требует хороших писательских навыков (которые, к слову, развиваются через чтение художественной литературы). Ключевой фактор здесь — детальная проработка мелочей и создание атмосферы максимальной вовлеченности зрителя. К сценаристам требования высоки, но и оплата у них более чем достойная. Как минимум, попробовать стоит, если Вы уверены в своих силах. Чтобы получить эту работу Вам понадобятся примеры сценариев или, еще лучше, кейсы.
Существуют студии, основное направление которых — создание продающих видео (а-ля “Магазин на диване” или “Телемагазин”) и промо-роликов (видеопрезентаций). Для такой работы нужны навыки создания продающих текстов и знание основных продающих моделей (таких как AIDA, ОДП и др.).
9. Креативные и маркетинговые агентства
Главное отличие этого источника заказов от SEO-компаний заключается в том, что маркетинговые агентства работают не только на привлечение трафика, но и на увеличение продаж. Достигается эффект с помощью продающих страниц и настроенной рекламной кампании. Если Вы умеете создавать продающие тексты для лендингов, то Ваши услуги будут очень востребованы.
Креативные и брендинговые агентства создают имиджевую рекламу (наружка, банеры, вывески, слоганы и т.д.). Если сумеете себя им продать (а для этого нужно правильно расставить акценты), — часть работы могут Вам делегировать. Хотя, надо признать, что такие компании предпочитают держать копирайтеров в штате, но чем черт не шутит. Будьте готовы к тому, что Вам предложат выполнить тестовое задание.
10. Группы в соцсетях
Маркетинг в социальных сетях сейчас в апогее. Группы с большим количеством подписчиков всегда нуждаются в новом контенте. Если Вы такой контент можете предоставить, предложите свои услуги администратору группы.
Как и в случае с журналистикой, Вы вольны выбирать те группы, к которым у Вас лежит душа. Как правило, администрация групп заинтересована в качественном контенте от людей, которым интересна тематика сообщества.
К слову, социальные сети — еще один неплохой источник заказов, если им правильно пользоваться. Так, например, мне довольно часто поступают различные предложения сотрудничества из сети LinkedIn. Об этом я как-нибудь расскажу более подробно в отдельной статье.
+1 бонусный источник заказов
Есть еще один способ получить заказы — резюме. Принцип прост: Вы создаете резюме, размещаете его на ХедХантере и ждете, пока работодатели сами Вас найдут. Главное — правильно составьте резюме (подробнее о том, как это сделать, написано в этой статье). В некоторых случаях Вас могут приглашать на собеседование и предлагать работу в штате. Здесь смотрите по ситуации и возможностям. Работа в штате лишает Вас свободы (в какой-то степени), но дает массу бесценного опыта, получив который Вы очень быстро (уже через 3-6 месяцев) перестанете быть новичком.
Вы можете комбинировать различные источники до тех пор, пока либо не нащупаете свою стезю, либо пока не получите избыток заказов, который физически будете не успевать выполнить. Для Вас это будет означать повышение уровня и станет поводом задуматься об организации рабочего процесса или повышении цен.
Справедлив и обратный способ поиска заказов: просмотрите список вакансий копирайтера и предложите свои услуги тем, кто в них нуждается. Если хотите остаться вне штата, делайте акцент на решении поставленной задачи и используйте аргументы:
- Экономия на рабочем месте (доп. экономия на оргтехнике и аренде помещения).
- Экономия на налогах и отчислениях в пенсионный фонд.
- Экономия на оплате отпусков и больничных и т.д.
- Возможность работы в выходные
- Возможность находиться в онлайне в заданное время для взаимодействия с сотрудниками и т.д.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели 10 источников заказов для начинающих копирайтеров. Я намеренно не указывал среди них биржи контента и биржи фриланса, поскольку на них зашкаливает конкуренция и процветает демпинг. Заказчики этим активно пользуются, и получить нормальный заказ с хорошей оплатой новичку практически нереально.
На будущее, запомните: когда Вы сами продаете свои услуги, Вы можете продать их на порядок дороже, чем когда заказчик выбирает Вас из десятка других исполнителей.
И пусть у Вас будет столько заказов, сколько Вам нужно. Плюс еще 10%.
Искренне Ваш, Даниил Шардаков.
P.S. Если Вы можете дополнить эту статью, пожалуйста, поделитесь своими мыслями в комментариях.