У любого профессионального копирайтера есть набор приемов для работы с текстом и заказчиками, которые он использует для решения задач. И у каждого этот набор свой. Вообще, различных копирайтерских техник есть сотни и даже тысячи. И многие из них противоречат друг другу. Как это ни парадоксально. Именно поэтому любой уважающий себя специалист составляет свой набор, который лучше зарекомендовал себя в его сфере. Это как оружие воина, которое нужно освоить и к которому нужно привыкнуть. Зато потом оно здорово выручает в любых, даже самых сложных ситуациях.
Я в этом плане не стал исключением. Для себя я определил около 20 техник, которые помогают мне успешно закрывать 99% моих задач. У каждой из них есть свои сильные и слабые стороны. И именно о них я хочу Вам сегодня рассказать. Конечно, среди моих коллег найдутся люди, которые скажут, что копирайтер – это творческая профессия, и он должен писать по вдохновению, творить, а не привязываться к инструментам. Это их право. Пусть творят. Мне, в свою очередь ближе инженерный подход. Как говорится: на вкус и цвет…
Быстрая навигация по приемам:
1. WHY-формула
2. Настоящее вместо будущего
3. «Вы» с большой
4. Уклонение от спора
5. Последовательность
6. Фрагментация
7. Прототипирование
8. Оценка эффективности
9. Формула 4U
10. Свойства и выгоды
11. Нет абстракциям
12. Динамика ритма
13. Сбор информации
14. AIDA
15. Писать как говорить
16. Проецирование
17. Инкубирование
18. Личностный подход
19. Критика чистого разума
20. Сторителлинг
Кроме того, я использую свой набор инструментов еще и для того, чтобы снизить риски. Очень часто от моей работы зависит судьба рекламного бюджета в несколько десятков тысяч долларов. Сами понимаете, оправдываться отсутствием вдохновения или созданием какой-нибудь бесполезной, но в доску креативной лабуды в таких условиях очень не хочется. Ответственность слишком большая. Да и клиентов чаще всего интересует результат, выраженный в деньгах.
Вот почему я стараюсь работать с тем, что опробовал, в чем уверен, и что я умею контролировать. И именно поэтому у меня подход радикально отличается от подхода работы с текстом гуманитариев и креативщиков. Следовать ему или нет — решать Вам. А мы переходим к сути. 20 копирайтерских приемов работы с текстом, которые использует Ваш покорный слуга, Даниил Шардаков, в своей работе. Готовы? Тогда поехали.
Прием рекламного текста (№1): WHY-формула
Я уже подробно писал об этой технике и даже грозился удалить статью из открытого доступа. Возможно, так и сделаю. В будущем. Когда дойдут руки. Если дойдут. :).
Суть этой техники в том, что она делит Вашу аудиторию на два больших лагеря:
- Те, кто с Вами согласен (Ваши потенциальные клиенты)
- Те, кто с Вами не согласен (какая-то «левая» аудитория, которая неизвестно, откуда пришла и зачем вообще читает Ваш текст).
Мы работаем с первой группой. И поскольку с первых строк мы на одной волне, то убедить людей на порядок проще. WHY-формула очень помогает установить эмоциональную связь и стать для людей «своим».
Суть техники: Вы с первых строк даете установку, которую разделяет аудитория. Например, так: «Я считаю, что любой копирайтер должен зарабатывать не менее $1000 в месяц». Если я работаю с копирайтерами, то они со мной соглашаются. Я установил эмоциональную связь. Я «свой». В то же время если текст создается под потенциальных заказчиков, то они могут с этим не согласиться. Для них установка должна быть другой. Например: «Я считаю, что если человек заказывает продающий текст, то этот текст должен не только окупиться минимум в 5 раз, но и приносить прибыль постоянно». Идею Вы поняли. Подробнее техника расписана в этой статье.
Прием работы с текстом (№2): настоящее вместо будущего
Очень простая, но очень сильная техника. Ее суть заключается в том, что Вы вместо будущего времени в тексте используете настоящее. Посмотрите примеры:
- Вы получите → Вы получаете
- Вы убедитесь → Вы видите
- Вы научитесь → Вы осваиваете и т.д.
Смысл такой замены в том, что Вы создаете иллюзию, будто человек уже купил то, что Вы предлагаете. Следовательно, убедить человека совершить целевое действие становится на порядок проще. Заменяя будущее время настоящим, Вы изменяете эмоциональное восприятие Вашего текста читателем. Да, это манипуляция. Но она невинная и очень мощная. Поэтому я постоянно ее использую.
Прием обращения в тексте (№3): «Вы» с Большой буквы
За эту технику меня филологи готовы съесть с потрохами и без гарнира. Они рвут на себе майки, тычут в мою безграмотность и десятками кидают ссылки на правила русского языка. Более того, всегда находятся люди, которые с пеной изо рта будут рассказывать, как их коробит «Выкание», как оно их бесит, и как невыносимо для них читать текст, даже если он сулит им выгодную сделку. Не знаю, почему, но меня всегда такие люди забавляют. Представьте себе ситуацию:
Генеральный директор: как?! Скажите мне, как так получилось, что мы про….али контракт на 10 млрд.?
Первый зам: Ну… Там такое дело… Нам пришло коммерческое предложение. В нем «Выкали» с большой буквы. Меня это взбесило, и я не стал его читать. Из принципа. А конкуренты прочитали… И согласились. Вот…
Это я утрирую, конечно, но суть Вы уловили. А теперь я расскажу, почему я на самом деле использую эту технику. Много лет назад я написал статью о простом эксперименте. Эксперимент был, по достоверности, прямо скажем, так себе. На троечку. С минусом. Чистота оставляла желать лучшего и выборка была маленькой. Много случайных факторов. Тем не менее, для моего тогдашнего уровня это было весьма неплохо.
Недавно я решил повторить эксперимент уже с коммерческими текстами, где явно можно было оценить конверсию. И результаты оказались вполне предсказуемыми. Особой разницы в конверсии не было. Что с маленькой буквы, что с большой — неважно, особенно когда частота обращений к читателю умеренная.
Сейчас, спустя столько лет, я, наконец, осознал, что эта техника была вовсе не для аудитории. Она для меня. Она постоянно напоминает мне, кто в моей работе всегда стоит на первом месте. Не продукт, не заказчик, не деньги, не реклама. А читатель. И сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что именно благодаря этой технике я смог сделать свой блог таким, какой он есть. И многие тексты, которые я разрабатываю для клиентов, работают не за счет использования тех или иных приемов, а за счет того, что проблемы и тревоги читателя ставятся на первое место.
Прием построения текста (№4): уклонение от спора
В большинстве случаев что бы Вы ни сказали, с Вами можно поспорить. И если в бытовом разговоре спор приводит к испорченным отношениям, то в случае с коммерческими текстами, Вы просто теряете деньги. Говорят, что в споре рождается истина, но я с этим не согласен. Истина может родиться в конструктивном диалоге, а спор — это всегда конфликт. И последнее дело — конфликтовать с потенциальными клиентами.
Главная фишка спора в продажах — в нем Вы всегда проигрываете. Если Вы оказались правы, то ущемляете гордость и достоинство оппонента. Он уходит, и Вы теряете клиента. Если Вы оказались неправы, Вы теряете авторитет, выглядите пустозвоном, и тоже теряете клиента.
Вот почему в любой ситуации (неважно, прямые продажи на переговорах, холодные звонки или продающие тексты) я всегда стараюсь спора избежать. Для этого мне здорово помогают три вещи: логика, здравый смысл и интересы клиента.
Когда я в чем-то убеждаю человека, я всегда исхожу из его интересов, и строю убеждение на логике и здравом смысле. Так человек вынужден соглашаться, иначе получится, что он спорит либо сам с собой, либо со здравым смыслом. В последнем случае человек вынужден вообще причислить себя к сумасшедшим, что явно большее из зол. Так, уклоняясь от спора, я не только сохраняю лицо (и себе, и собеседнику), но и обезоруживаю последнего, вынуждая со мной соглашаться. Манипуляция? Отчасти. А еще это очень мощный прием!
Прием организации текста (№5): последовательность
Вообще, последовательность — это один из мощнейших психологических триггеров. Я подробно писал о нем здесь. И данный прием полностью построена на нем. Суть ее в том, что какую бы задачу я ни решал, я всегда разбиваю путь клиента на последовательность из простых этапов. Например, при разработке скриптов этапы такие:
- Представление
- Раппорт с секретарем
- Выход на ЛПР
- Раппорт с ЛПР
- Оффер
- Обработка возражений
- Закрытие на встречу
При разработке продающих текстов я точно так же разбиваю задачу на более простые этапы. Например, так:
- Клик по рекламе и переход на лендинг
- Оффер, запрос коммерческого предложения
- Отправка коммерческого предложения
- Отклик или звонок, разговор, обработка возражений
- Заключение договора
- Выбивание дебиторки :)
Точно так же последовательность может быть и в самом продающем тексте. Например, в коммерческом предложении человек последовательно проходит через заголовок, потом лид, потом оффер, блок преимуществ, обработчики возражений, призыв к действию. Подробнее о том как создавать коммерческое предложение по такой схеме я описал здесь.
Сила приема последовательности в двух ключевых моментах:
- Во-первых, Вы можете отслеживать, на каком из этапов находится потенциальных клиент, и насколько успешно Ваша система решает поставленную задачу. Более того, Вы наглядно видите, в каком месте идет слив клиентов.
- Во-вторых, с прохождением каждого этапа последовательности клиенту все сложнее отказаться от Вашего предложения. Если он откажется, то будет вынужден признать, что все телодвижения до этого были напрасны, и время потеряно зря. Это все равно что досмотреть фильм до середины. Вроде бы и фильм так себе, но Вы упорно продолжаете его смотреть до конца, иначе получится, что первую половину Вы просто потратили время впустую, так и не узнав, чем все закончится.
Прием форматирования текста (№6): фрагментация
Еще одна техника, которая сильно упрощает жизнь. Какой бы текст я ни писал, я никогда не пишу его целиком. В этом, кстати, главная ошибка начинающих копирайтеров. Они пишут статью, КП или даже целый лендинг, как книгу: единым куском. В результате, если клиента что-то не устраивает, то он заворачивает всю работу.
Вместо этого я разбиваю текст на функциональные блоки. И неважно, это лендинг, статья или скрипт. Даже эту статью я писал блоками. Каждый прием — это отдельный блок. В случае с клиентскими проектами, если заказчику что-то не нравится, то можно заменить только один спорный фрагмент, оставив остальные без изменения. Посмотрите для наглядности небольшое тематическое видео, которое я записал на эту тему.
Кроме того, разбитые на блоки тексты гораздо проще тестировать и отлаживать. Их можно сравнить с подводной лодкой. Если один из отсеков дал течь, его изолируют так, чтобы подлодка при этом осталась на плаву.
Прием представления текста (№7): прототипирование
Большинство коммерческих текстов я не пишу, а рисую. Звучит дико, но так и есть. Для этих целей я раньше использовал программу Axure, а сейчас перешел на простой и удобный Google Drawings. Подробнее о том, что такое прототипы, рассказано в этом видео.
Вкратце: прототип — это схематический макет, на котором показано, где располагается текст, а где изображения или другие элементы: таблицы, подписи, выноски, формы захвата и т.д. Прототип — это готовое техническое задание для дизайнера, и его гораздо проще согласовывать с клиентами, чем обычный текст в MS Word. Секрет в том, что в прототипе клиент воспринимает текст вместе с графикой, видит картину в целом и заостряет внимание не столько на формулировках и словах, сколько на логике и общей подаче материала.
Прием анализа текста (№8): оценка эффективности
Как я уже писал ранее, хороший копирайтер работает не только на заказчика, но и на результат. А чтобы работать на результат, его нужно уметь измерять. Вот почему в большинство своих текстов я внедряю так называемые конверсии и микроконверсии. Немного о том, как это делать в текстах для сайтов — здесь.
Возьмем к примеру, «холодное» коммерческое предложение, которое отправляется по широкому таргет-листу. Конверсия — это отношение количества откликов к количеству отправленных писем. Но она неинформативна без сопутствующих параметров. Поэтому я параллельно измеряю микроконверсии — это соотношение доставленных и открытым писем к отправленным, а также отношение откликов к открытым письмам. Так у меня появляется больше данных для анализа, особенно когда компред не срабатывает, или срабатывает не так, как нужно.
Другой пример — лендинг или продающая страница. Конверсия — это отношение числа совершенных целевых действий к количеству посетителей. Микроконверсии — это превышение продолжительности сеанса заданному порогу, скроллинг до определенного места и т.д. Подробнее о конверсии и ее условности я рассказываю в этом видео.
Умение измерять эффективность и влиять на нее очень ценится заказчиками, и сразу повышает Ваш средний чек в несколько раз, а то и на порядок.
Прием написания заголовков (№9): формула 4U
Заголовок — один из важнейших элементов текста, который на 90% определяет его успех. О формуле 4U я уже писал в этом подробном практикуме. В последнее время я пользуюсь в основном ей, т.к. она в моем случае уделывает любые другие приемы написания заголовков под орех. Я бы и рад использовать что-нибудь другое для разнообразия, но против цифр не пойдешь.
Сила этой техники в четырех элементах:
- Уникальности
- Специфичности
- Срочности
- Пользе
Каждый пункт сам по себе может образовывать убойный заголовок, а когда они сочетаются вместе, то получается вообще гремучая смесь! Собственно, именно поэтому я и посвятил этой теме отдельный блок в своей книге по заголовкам.
Скачать книгу по прямой ссылке можно здесь.
Прием восприятия текста (№10): свойства в выгоды
Это базовый навык, которым должен обладать любой копирайтер, независимо от того, новичок он или профи. Подробнее о нем расписано на этой странице. Увы, но в большинстве коммерческих текстов, которые мне попадаются на глаза, этот навык либо не используется, либо используется неправильно.
Типовых ошибки три.
-
- Когда говорят «в лоб» свойства и характеристики, не говоря о том, что это человеку дает. Например, говорят, что у блендера мощность 750 Ватт, а не то, что он способен нашинковать в труху даже очень жесткое или замороженное мясо.
- Когда представляют в виде основных выгод то, что для читателя второстепенно. Например, рассказывают об экологически чистых материалах, когда среди критериев выбора они стоят на предпоследнем месте.
- Когда для описания выгод используют абстракции. Например, говоря, что опытная бригада строителей сделает качественный ремонт.
Свойства и характеристики нужно превращать в выгоды, но разумно. Важно во-первых, знать (а если не знаем, то узнать), что интересует аудиторию. Во-вторых, важно показать, что те или иные свойства и характеристики дают аудитории на понятном ей языке. Выгодам в каждом продающем тексте я, как правило, посвящаю отдельный блок.
Прием редактирования текста (№11): нет абстракциям
Это, по сути, один из 12 ключевых приемов редактирования текста. Они все важны, и всех их я использую. Отличительная часть этого приема — его я использую чаще других, особенно когда повторно редактирую написанный материал.
Часто бывает так, что глаз «замыливается» и пропускает абстракцию вроде «надежный», «качественный» и т.д. Такие слова мало что говорят аудитории, их нужно раскрывать, иначе с Вами могут поспорить или спросить: «А у других ненадежный? Некачественный?» Все это снижает отклик.
Я для себя давно уяснил: чем конкретнее и прицельнее текст, чем больше в нем фактов, которые интересуют читателя, тем выше эффективность.
Прием восприятия текста (№12): динамика ритма
Очень классная техника, благодаря которой тексты становятся «живыми». О ней я, кстати, тоже подробно писал вот в этой статье. Суть ее в том, что Вы чередуете длину предложений, и материал перестает быть скучным и монотонным.
В любом тексте слова — как музыка. Они могут либо клонить ко сну, либо снова и снова фокусировать внимание читателя. Последний эффект как раз и достигается за счет ритма.
Вкратце суть метода можно описать так. Все предложения условно можно разделить на короткие (1-5 слов), средние (6-10 слов) и длинные (10-20+ слов). Ваша задача, как копирайтера, постоянно их чередовать в хаотичном порядке. Например, короткое, среднее, среднее, длинное, длинное, короткое, длинное, среднее, среднее и т.д. Так Ваш текст будет читаться, что называется, на одном дыхании. Попробуйте!
Прием для структуры текста (№13): сбор информации
Многие новички полагают, что копирайтер работает с текстами. А вот и нет. С текстами работают филологи, редакторы и корректоры. Копирайтер работает в первую очередь с информацией. Если у Вас нет информации, то какой бы гениальный текст Вы ни написали, он в большинстве случаев не сработает, потому что будет пустышкой.
В одной из предыдущих статей я уже писал, что само написание текста занимает от силы 5-10% времени. Все остальное время съедает поиск и анализ данных, разработка концепции, редактирование и тестирование.
Как собирать и структурировать информацию — тут уже каждый решает для себя сам. Я для этих целей использую обычный бумажный блокнот. Если информации очень много, и ее нужно правильно и последовательно структурировать, то я использую интеллект-карты. Сейчас есть много различных программ и онлайн-сервисов.
Прием рекламного текста (№14): AIDA
Какой бы коммерческий текст я ни разрабатывал, его обязательным атрибутом будет модель AIDA, которая, по сути, и составляет основную структуру. В интернете Вы можете встретить массу других моделей, но все они являются производными старой доброй AIDA.
Если честно, то меня очень забавляет современная тенденция называть старые вещи новыми именами и продавать их под новым соусом. Например, была раньше реклама в интернете. Стала реклама Digital. Появились digital-специалисты. У них спрашиваешь, что значит digital, и они очень смешно сыплются на этом вопросе. Не могут люди ответить на него и все. К слову, само по себе слово изначально означает цифровые технологии (в противовес аналоговым) и к рекламе в интернете имеет весьма и весьма отдаленное отношение. Но… Тренд подхвачен, и, вуаля, новое слово приняли в обиход.
То же самое и в других сферах. Были рассылки — стал Email-маркетинг в 5 раз дороже. Были статьи — стал контент-маркетинг, тоже дороже. А суть-то осталась та же. Поэтому если Вы увидите где-то новую маркетинговую модель, сравните ее с обычной AIDA, и поймете, что это те же яйца, только вид сбоку. А саму АИДУ я настоятельно рекомендую взять на вооружение для коммерческих текстов (если Вы этого еще не сделали).
Прием написания текста (№15): писать как говорить
Очень простая и очень мощная техника. Большинство людей она вгоняет в ступор. А все потому, что люди привыкли говорить и писать по-разному. Вообще, когда Вы осваиваете эту технику, то про остальные можете забыть. Ее более чем достаточно, чтобы тексты были естественными, живыми и убедительными. Разумеется, когда Вы оперируете фактами и знаете, что такое триггеры.
Несмотря на всю простоту техники, я шел к ней более трех лет. Все потому что и в школе, и в университете учили писать по-другому. Было время, когда я даже записывал свои разговоры с людьми, а затем переносил их на бумагу. После редактирования текст воспринимался совершенно иначе, чем когда я просто брал и писал.
Главная изюминка этого приема в том, что когда Вы пишете как говорите, Ваш текст воспринимается естественно. Люди привыкли к естественной речи, и лучше реагируют на нее, чем на искусственно написанный текст.
Если Вы хотите освоить эту технику, старайтесь писать текст так, как Вы говорите человеку, глядя в глаза. Словно он сидит перед Вами за столиком в кафе. Справедливо и обратное: прочитайте написанный текст вслух. Смогли бы Вы произнести его человеку, сидящему перед Вами? Если нет, значит материал нужно доработать.
Прием убеждения текстом (№16): проецирование
Одна из моих любимых техник. Та еще манипуляция, но чертовски изящная. Суть ее в том, что Вы проецируете текст на человека здесь и сейчас, доказывая сказанные слова и вызывая доверие.
Классический пример проецирования — это, так называемые, якоря. Например, такой. Если Вы дочитали статью до этого места, значит Вам действительно интересны приемы, которыми я пользуюсь. И, скорее всего, Вы дочитаете этот текст до конца. Если бы Вы не дочитали до этого места, то не увидели бы якорь. :)
При грамотном использовании с помощью этой техники можно делать очень классные вещи. Например, предвосхищать возражения читателя. Скажем, не успел человек подумать, а Вы уже пишете: «Вам сейчас наверняка кажется, что это слишком дорого…» Так Вы разрываете шаблон, создаете иллюзию чтения мыслей. Эффект на выходе получается просто потрясающий! К сожалению, у меня пока нет статьи на эту тему, но в ближайшее время я непременно напишу ее.
Прием анализа данных (№17): инкубирование
Эта техника вводит в недоумение многих моих знакомых. Как минимум, потому что они не понимают, как так можно работать. Например, я могу весь день вообще ничего не делать, а на следующий день или через день выдать за полчаса текст с конверсией более 25% на чистом трафике. Все благодаря инкубированию.
Инкубирование — это когда Вы предварительно собрали, обработали и проанализировали информацию, поставили себе задачу написать текст для КП или лендинга и… Отложили работу подальше. В прямом смысле. К этому вопросу Вы в течение 1-2 дней не возвращаетесь. Можете делать что угодно.
Наш мозг так устроен, что когда перед ним стоит нерешенная задача, он все равно будет пытаться ее решить. Даже когда Вы спите. Даже когда Вы занимаетесь другими делами. Ваш мозг работает постоянно, оперируя собранной Вами информацией. На подсознательном уровне. И когда мозг находит решение, Вас словно озаряет. И Вы просто переносите это решение на носитель: компьютер или бумагу.
Техника очень классная, но надо быть готовым к тому, что окружающие будут искренне полагать, что Вы просто гоняете балду и отлыниваете от работы.
Прием выразительности текста (№18): личностный подход
Этот прием я использую не всегда, но довольно часто. Во всяком случае, когда у меня есть такая возможность. Как я уже говорил, люди склонны верить другим людям, а не безликим компаниям. Поэтому если есть возможность привязаться к личности, я это делаю. Более того, в моем случае личностный подход — это мое УТП. Я беру на себя персональную ответственность за результат в цифрах. Чуть что — весь спрос с меня, и многим клиентам очень нравится такой подход.
Эта техника хорошо сочетается в WHY-формулой, поэтому я чаще всего комбинирую их вместе. Самое удивительное: еще не было ни одного случая, когда такой подход не сработал бы. В самых различных нишах: от продажи цветов до производства металлоконструкций.
Более того, личностный подход изумительно работает в текстах-прокладках — промежуточном звене между рекламой и лендингами. О них я также обязательно напишу отдельную статью, потому что это очень мощный инструмент для подогрева аудитории и повышения конверсии.
Прием анализа текста (№19): критика «чистого разума»
Самая сложная в освоении техника, которая способна отправить неделю работы коту под хвост. Но она необходима. Суть ее в том, что Вы после разработки того или иного коммерческого инструмента берете паузу в 1-2 дня, а затем, надев черную шляпу де-Боно, устраиваете сами себе разнос. Капитальный. Громите, не щадя.
Вы критикуете (обоснованно) свою работу и стараетесь ее защитить перед собой же. Работает безупречно. Например, эту статью я переписывал в отдельных фрагментах до 5 раз, потому что фрагменты не выдерживали критики. Моей собственной критики. Да, это порой дико бесит. Да, иногда заносит в сторону перфекционизма. Но в то же время это позволяет расширить границы сознания и сделать материал лучше. Гораздо лучше.
Техника №20: сторителлинг
Я люблю травить байки. :) И с возрастом эта страсть растет. Большинство примеров хорошо закрепляются в виде историй. Однажды мы с моим другом с треском провалили рекламную кампанию (благо, что своего собственного проекта). Был риск, мы знали и принимали его. Но спустили «на тормозах» углубленный анализ целевых сегментов. За что и поплатились.
Словом, проект накрылся медным тазом, и пессимист бы спрятал его на задворках своего маленького кладбища. А оптимист посмотрел бы на все со стороны и сказал: «Блин! Так ведь из этого получится замечательная история!»
Когда-нибудь эту историю я Вам расскажу. А пока про сторителлинг можете почитать здесь. Там, к слову, есть другая классная история про Гари Хэлберта и Дэна Кеннеди. И помните: когда Вы рассказываете историю, не скупитесь на детали, используйте ритм и пишите, как если бы рассказывали близкому другу. Тогда Вы достучитесь до сердец читателей.
Заключение
В этой статье я рассмотрел 20 приемов работы с текстом, которые я наиболее часто использую в копирайтинге. Это мой набор, который я адаптировал для решения своих задач. Скорее всего, у Вас этот набор будет отличаться в ту или иную сторону. А может, Вы возьмете некоторые из моих техник на вооружение. Мне будет приятно.
Пожалуйста, напишите в комментариях, какими приемами пользуетесь в работе Вы, или задайте вопрос по статье. Я постараюсь раскрыть отдельные техники подробнее.
И, главное, пробуйте и внедряйте — и у Вас все получится!
Искренне Ваш, Даниил Шардаков.