Проблемы копирайтинга

Ключевые слова в тексте: что делать, когда много, и как их органично вставить в статью

Ключевые слова в тексте часто сбивают с толку начинающих авторов. Особенно когда их количество зашкаливает. Эта статья появилась на свет благодаря одной из моих читательниц, которая озадачила меня предметным вопросом. На минуту представьте, что Вам нужно написать небольшую статью. Скажем, на 1 страницу А4 ( ~2 тыс. знаков). И все бы ничего, если бы не запросы. Их слишком много для такого ограниченного объема. В качестве эксперимента предположим, что у нас вот такое “локальное” семантическое ядро (перечень ключевых слов).

Ключевые слова, которые нужно вставить в текст

Ключевые слова, которые нужно вставить в текст.

При этом неважно, пишете Вы статью для себя (своего сайта, блога) или по техническому заданию оптимизатора (вебмастера). Проблема одна: вставить такое количество ключей в столь малый объем текста сложно. Тем более, чтобы все это выглядело естественно, органично, и не было переспама, за который поисковые системы наказывают (или, как говорят seo-специалисты, пессимизируют, накладывают фильтры).

Но это только на первый взгляд. Сейчас я покажу Вам пару хитростей и трюков, благодаря которым ключи можно не считать. Условно, конечно. Чем выше плотность — тем выше риск попадания под фильтры. Поэтому в данной статье мы будем рассматривать крайний, так сказать, академический, случай, который на практике в идеале разбавлять большим объемом информативного текста.

Важный момент: для простоты при демонстрации решения этой задачи я не буду учитывать и подробно описывать тематическое ядро и фактор латентно-семантического индексирования (LSI-фактор). Подробнее о них можно узнать из этого видеоурока.

Итого. Перед нами стоит задача: написать текст заданного объема и вставить ключевые слова из массивного технического задания оптимизатора. Давайте решим ее вместе и по шагам.

Шаг 1: определяем намерение (интент) пользователя и тип текста

Первым делом нужно посмотреть на ключи, определить целевую аудиторию (для кого пишем текст) и выбрать тип статьи. 99% авторов выбирают описательный материал в стиле а-ля “Ландшафтный дизайн для частного дома”. В худшем случае — просто делают рерайт публикаций из интернета. Но мы пойдем другим, более грамотным, путем.

Рассуждаем логически. У нас ключи связаны с визуальным направлением. Аудитория – владельцы частных домов с небольшими участками. С высокой долей вероятности интент пользователя, или причина, по которой человек вводит ключевые слова, – увидеть примеры ландшафтного дизайна, которые можно воссоздать у себя на участке 6-10 соток своими силами. Вот почему в качестве типа статьи я выберу формат ТОП-N с небольшой теоретической вставкой о стилях.

Шаг 2: группируем ключевые слова

Когда я определил целевую аудиторию и ее интент, я группирую ключевые слова, чтобы определиться с будущей структурой текста.

Группируем ключевые слова

Группируем ключевые слова.

Всего у меня получилось четыре группы запросов:

  1. Основной запрос, который пойдет в заголовок статьи, лид и Title.
  2. Общие запросы, так сказать, технические ключевые слова, которые я равномерно вставлю в материал.
  3. Один предметный запрос, который я использую в подзаголовке, тем самым повысив его вес.
  4. Дополнительные ключевые слова, которые обязательно нужно визуализировать.

Как только группировка завершена, переходим к подготовке тезисов будущей статьи.

Шаг 3: составляем тезисы для структуры текста

Если правильно сгруппировать ключи, структура начинает вырисовываться сама собой. Ее только нужно немного оформить и «причесать». Я выбрал вот такой незамысловатый вариант.

  1. Заголовок, который включает основной запрос.
  2. Лид, проблемный абзац, в котором я озвучиваю проблему целевой аудитории и обещаю показать изящное решение.
  3. Теоретическая вставка о стилях ландшафтного дизайна, актуального для целевой аудитории.
  4. Примеры ландшафтного дизайна на базе тех ключевых слов, которые нам нужно визуализировать.
    • С розами
    • С хвойником
    • С миксбордерами
    • С галькой
    • С чем-нибудь еще, чтобы получилось 5 пунктов
  5. Заключение и выводы, в которых я подвожу итоги и призываю к тому, чтобы человек поделился мнением в комментариях.

Шаг 4: собираем и анализируем необходимую информацию

В статье, которую я хочу написать, мне нужно рассказать читателю о стилях ландшафтного дизайна и показать наглядные примеры. В стилях я ни в зуб ногой, и своих примеров у меня, естественно, нет. Я же копирайтер, а не ландшафтный дизайнер. Поэтому на этом этапе моя задача собрать и обработать недостающую информацию, которую затем можно использовать в тексте.

Этот шаг потребует дополнительных телодвижений и усилий, но и окупится сторицей: я смогу создать мало того что уникальный материал, так его еще будет интересно читать.

Шаг 5: Пишем текст

Ключи есть. Информация есть. Структура есть. Написать статью теперь – дело техники. Более того, на базе этих исходных данных я могу создать огромное множество уникальных текстов. Словом, здесь мы просто идем по пунктам структуры, вставляя ключевые слова органично в тех местах, где они подходят. Если нет, то не вставляем пока вообще. Наша главная задача – получить хороший материал для читателя, т.к. от этого зависят поведенческие факторы. Для роботов адаптируем чуть позже, если будет нужно. В самом конце.

Для большего удобства процесс написания текста и вставки ключевых слов я разобью на несколько этапов в соответствии со структурой. Грубо говоря, каждый функциональный блок или их связка — это этап. Используемые запросы из семантического ядра я буду отмечать красным цветом.

Этап №1: заголовок и первый абзац

Как я уже говорил, в заголовке я использую ключевое слово, но при этом добавляю еще изюминку материала — обещание закрыть интерес пользователя и дать то, что он ищет. Например, так.

Заголовок и первый абзац с ключевыми фразами

Заголовок и первый абзац с ключевыми фразами.

Обратите внимание: в заголовке я использовал различные комбинации ключевых слов, но так, чтобы основной запрос имел прямое вхождение (т.е. использовался в точности так, как написано в техническом задании).

Первый абзац (лид) я также начинаю с ключевого запроса, чтобы показать поисковым системам его значимость. Обратите также внимание, что в самой сложной формулировке технического задания от копирайтера могут требовать все запросы использовать в прямом вхождении. И здесь нужно сделать одну оговорку.

ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ

Я использую в этом примере все запросы в прямом вхождении и в рамках ограниченного объема исключительно в демонстративных целях решения сложной задачи. В реальных условиях, если Вы встречаете такие требования, — с Вас спроса не будет. Что требуют — то и получают. Но для своего сайта я настоятельно НЕ рекомендую использовать сплошные прямые формы ключевых слов в таком количестве, особенно если это касается коммерческих запросов а-ля «Купить бензопилу в Москве», потому что это прямой и быстрый путь попадания под фильтры поисковых систем. Это чтобы не было претензий, дескать, Шардаков рекомендует написать спамный текст. Совет: в любой ситуации старайтесь исходить из здравого смысла.

И еще несколько полезных рекомендаций от моего друга, SEO-специалиста, Антона Шабана:

  1. Вписывать прямые вхождения в большом количестве сейчас опасно. Их стоит вписать только тогда, когда слова из фразы разделять будет не очень уместно.
  2. Во всех остальных случаях ничего не случится, если слова переставить местами, склонять их либо вообще использовать просто в одном пассаже (делать непрямые вхождения).
  3. Google больше любит прямые вхождения, ему такой текст может понравиться, но в Яндексе могут быть серьезные проблемы, особенно если вставляются коммерческие ключи (со словом «купить», «цена», «заказать» «в Топоним» и т.д.)
  4. Чтобы не переспамить, лучше посмотреть у конкурентов, какой объем вхождений оптимален для каждого конктретного запроса (подробнее см. здесь).

Этап №2: информативная вставка о стилях

Если Вы внимательно посмотрите на тезисы, то увидите, что следующий блок после лида — информативная вставка, где мы используем ключевые слова в подзаголовке. В последующем абзаце мы раскрываем суть этого подзаголовка. Например, вот так.

Ключевые слова в подзаголовке и подписи под изображением

Ключевые слова в подзаголовке и подписи под изображением.

И здесь мы используем одну хитрость. Обратите внимание: ключей много, а текста мало. И связать по смыслу все запросы между собой практически невозможно. Поэтому мы где можем — вставляем ключевые слова в текст, а где не можем — используем в подписях под изображениями. Это идеальное место. Более того, изображения делают наш текст лучше, нагляднее и привлекательнее. А еще они классно работают на SEO за счет поиска по картинкам, alt-атрибута и улучшения поведенческих показателей.

К слову, об изображениях. Если хотите все сделать правильно, то в поиске выбирайте изображения с лицензией на использование. Или присмотрите что-нибудь на фотостоках.

Чуть ниже я использую еще один такой же блок, чтобы вставить ключ об участке 6 соток (см. полную версию текста в конце статьи).

Этап №3: последовательные блоки перечисления

Наконец, третий этап. В нем у нас идут пять примеров. Я неслучайно выбрал именно этот формат. На каждый пример я могу привести наглядное изображение, а под картинкой вставить ключевое слово. Выходит просто, быстро, практично и органично. Таких блоков у меня 5 штук.

Блоки перечисления с ключевыми фразами

Блоки перечисления с ключевыми фразами.

У подобных перечислений есть еще еще одна сильная черта: при грамотном подходе и форматировании они образуют хорошую логическую структуру текста с иерархическими подзаголовками. Узнайте об этом больше из статьи «Зачем копирайтеру знать HTML«.

Этап №4: выводы и заключение

После перечисления примеров я делаю заключительный абзац, в котором подвожу итог и призываю аудиторию высказаться в комментариях. Посмотрите, как выглядит текст целиком. Чуть ниже — фрагмент на изображении, а вот ссылка на исходник в Google Docs. Только, чур, не копировать текст, хорошо?

Пример текста со вставленными ключевыми словами

Пример текста со вставленными ключевыми словами.

Еще раз предупреждаю. Этот текст — демонстрация того как вписывать ключи в ограниченном объеме. Не копируйте и не используйте этот текст, потому что с высокой долей вероятности в том виде, в котором он есть сейчас, материал попадет под фильтр.

Итог всего этого безобразия

Давайте подведем итоги. Общий объем текста при решении задачи составил 1985 символов, без учета заголовка. Как раз вписались в требования (до 2000 знаков).

Ключевые слова (а их у нас 11 штук) использовали все, причем в прямом вхождении. Вписали их равномерно и, можно сказать, решили задачу в самой сложной формулировке. Если их можно разбавлять промежуточными словами или использовать словоформы, то задача заметно упрощается.

Если бы по готовности текста у нас остались неиспользованные ключевые фразы, то я бы использовал дополнительный текстовый блок, изображение или любой другой разделитель, чтобы нужные ключи были на своих местах.

Резонный вопрос: а если бы не было столько изображений, как бы я выкрутился? Очень просто. Использовал вставки (например, выноски), таблицы либо ассоциативную визуализацию. О чем бы Вы ни рассказывали в тексте, всегда есть что показать.

Попробуйте использовать эти приемы при решении собственных задач, и, я твердо убежден, что у Вас все получится! А если возникнут вопросы — задайте их в комментариях.

Искренне Ваш, Даниил Шардаков.

P.S. Понравилась статья? Поделитесь ей в соцсетях, нажав на одну из кнопок ниже.

Об авторе

Даниил Шардаков

Даниил Шардаков - интернет-маркетолог и копирайтер со стажем 8 лет. Практик. Преподаватель международной IT-академии. Директор лаборатории бизнес коммуникаций. Фанатичен. Скептик по натуре и постоянно ищет научное обоснование всему происходящему. Верит только цифрам и фактам. Женат. Обожает приступы энтузиазма и терпеть не может рутину, монотонность и скуку.

комментариев 9

  • У меня как-то было задание написать текст 3-3,5 тыс знаков, а общее количество слов в ключевых фразах — 1350! Причём использовать их нужно было все, в той же формулировке. Написала. Мне казалось, что получился такой бред… А заказчик именно от этой статейки был счастлив! В девять других, с более разумным (но тоже избыточным) количеством ключевых слов, он вносил правки раз пять, требовал откорректировать формулировки, проставить ссылки на статистические данные и т.д. А эту кошмарную не тронул ни разу:)

    Ответить
  • Обычная работа, ничего сложного :), вот ассоциативную визуализацию хотелось бы увидеть.

    Ответить
    • У разных людей — разные сложности. Ассоциативная визуализация — это когда Вы используете простой визуальный образ для того, чтобы объяснить абстракцию или что-то сложное и непонятное. Например, вместо того, чтобы долго объяснять, что такое автономный пожарный извещатель, Вы просто говорите, что это «электронный нос», который чувствует дым и поднимает тревогу.

      Ответить
  • Хардкор! Под эти 11 запросов я писал 11 текстов)))

    Ответить
  • Я обожаю ваши уроки! Обожаю-обожаю! Всё понятно, доступно, и много-много полезной информации. Вы, сами того не зная, мой учитель. Конспектирую каждый урок. Я боюсь брать заказы, однако чувствую, что потенциал есть. После прочтения этой статьи поверила в себя, так как процесс создания текста с КС на заказ стал мне более понятным. Читала про воронку продаж, скрипты. В этой статье мне непонятно, кто именно должен создавать ассоциативную визуализацию (рисунки, схемы, диаграммы) в тексте — заказчик или сам копирайтер? Чья именно эта головная боль?

    Ответить
    • По-хорошему, — копирайтер. У заказчика для этого может не быть необходимых знаний, навыков, времени и желания.

      Ответить
  • Даниил, спасибо за статью! Как всегда много полезной информации.
    Действительно, изящное решение задачи.

    Ответить
  • Допустим, вы рекламируете кондитерскую. Код динамической вставки ключевых слов можно использовать в заголовке объявления. 

    Ответить
    • Если Вы продвигаете кондитерскую, то продвижение будет по коммерческим запросам, а это уже, как говорится, совсем другая песня :)

      Ответить

Поделитесь мнением