Качество копирайтинга зависит не только от того, как материал написан, но и как преподнесен. Любая, даже самая интересная и полезная статья может быть испорчена плохой версткой. Сегодня мы рассмотрим как увеличить читабельность текста, чтобы он оказывал максимальное воздействие на аудиторию.
Итак, предположим, вы написали текст. Если в Ваши задачи входит лишь генерация текстовой массы, без оформления, то дальше можете эту статью не читать.
Однако, как правило, копирайтер отвечает не только за содержание написанного им контента, но и за результат, который достигается с помощью текста. Следовательно, без простейшего оформления или, как минимум, рекомендаций не обойтись.
Итак, рассмотрим основные приемы улучшения читабельности текста по порядку:
- Акцент на ключевых словах
- Подзаголовки
- Разделение абзацев
- Использование списков
- Использование удобочитаемых шрифтов
- Использование коротких предложений
Акцент на ключевых словах
Любое слово становится более заметным, если на нем сделан акцент. Самые популярные средства акцента для Интернета – это теги выделения в HTML (em, strong и т.д.). Одной из главных особенностей плохих оформлений является жирное выделение целых абзацев. До конца не понятно, правда, зачем это делается, но удовольствия это явно не доставляет ни читателям, ни поисковикам.
Делая акцент на ключевых словах, стоит заранее определиться, на чем вы этот акцент делаете. Любое выделение, по сути, – это якорь для читателя, потому что оно привлекает к себе внимание. Акцентировать можно по-разному.
- Во-первых, на ключевых словах для поисковых систем, чтобы поисковики считали их важными для статьи, а саму страницу более релевантной (наиболее актуально для SEO-копирайтинга).
- Во-вторых, для пользователей, чтобы им было удобнее сканировать текст, не вдаваясь в подробности, но получая необходимые сведения.
Предпочтение отдается либо второму варианту, либо комбинированному. Тексты пишутся для людей и, делая ставку на качество, Вы сможете получить больше благодарных отзывов и постоянных читателей чем, если просто «заточите» статью под запрос.
Подзаголовки
Подзаголовки – это очень хорошие ориентиры для читателя. Как правило, пользователи в сети Интернет сканируют текст. И именно подзаголовки помогают им останавливать свое внимание на интересующих их разделах.
Кроме того, подзаголовки позволяют легко понять, о чем говорится в тексте. Читатель, просматривая их, может понять, интересует его материал или нет. Даже если текст не в полной мере отвечает на запросы аудитории, она все равно будет благодарна Вам.
- Во-первых, за то, что Вы экономите ее время, разделяя материал подзаголовками.
- Во-вторых, за то, что использование подзаголовков сильно увеличивает читабельность текста.
Разделение абзацев
Разделение абзацев – главное правило написания текстов. Это справедливо как для сети, так и для писем, рекламных листовок, пресс-релизов, – словом, практически для всего.
Для удобства восприятия абзацы не должны быть слишком большими, но и не должны быть слишком маленькими. Текст лучше воспринимается, если чередовать длинные абзацы с короткими. Тогда глаза читателя не будут быстро уставать и не потеряют основную мысль каждого текстового блока.
Использование списков
Списки – один из самых мощных инструментов по форматированию текста для любого копирайтера и также могут здорово увеличить читабельность. Списки обладают рядом преимуществ:
- Выделением отступов по сравнению с абзацами
- Короткими и ясными пунктами
- Простотой запоминания
Очевидно, что вместо перечислений в строку через запятую гораздо удобнее использовать именно списки. Однако стоит сделать одну оговорку: пунктов в списках рекомендуется делать не более семи. Это связано с тем, что в среднем человек может акцентировать внимание одновременно на семи элементах. При превышении этого значения, есть шанс, что внимание начнет сильно рассеиваться, а значит, эффективность текста снизится.
Использование удобочитаемых шрифтов
Шрифты не должны «резать» или утомлять глаза. Они не должны быть слишком маленькими, иначе читатель будет сильно напрягаться, но и не должны быть слишком большими (многих это ужасно раздражает). Также рекомендуется не использовать предложения из заглавных букв (а-ля CapsLock), потому что это производит впечатление «орущего автора». А донесение мысли на повышенных тонах – это уже признак плохого тона, который, впрочем, ничуть не улучшает читабельность текста.
Для публикаций в Интернете рекомендуется использовать стандартные шрифты типа Arial, Verdana, Tahoma, поскольку они и читаются удобно, и практически все браузеры их поддерживают.
Использование коротких предложений
Когда предложение написано коротко и по существу, это хорошо и практично. Сложные предложения плохо воспринимаются, и за ними сложно уследить. Конечно, бывают случаи, когда без этого никак, но, по возможности, старайтесь избегать таких ситуаций.
Если предложение слишком длинное, постарайтесь разбить его на несколько более компактных. Основная мысль от этого не пострадает, а Вы только выиграете. Маловероятно, что читатели оценят по достоинству Ваше предложение, битком набитое сложными конструкциями.
Резюме: использование этого минимального набора приемов позволит значительно увеличить читабельность Ваших текстов. Восприятие информации Вашей аудиторией станет удобным и приятным, а Вы от этого получите:
- Донесенную мысль до читателя
- Благодарность читателя
- Выполнение задачи текста (того, для чего он создается)
Поверхностная оценка читабельности текста
Когда текст уже написан, и Вы его отформатировали, было бы неплохо проверить его читабельность. Делается это следующим образом:
- Поставьте себя на место читателя.
- Просмотрите бегло полученный текст, нет ли в нем абзацев, которые Вам, как читателю, было бы лень читать? Если есть, попробуйте сделать абзацы более мелкими.
- Постарайтесь резко переводить взгляд на выделенные слова. Становится ли вам понятно, о чем идет речь в тексте, когда Вы смотрите только на них и на окружающие их слова?
- Проверьте, нет ли в тексте элементов, которые Вас начинают раздражать, например, слишком запутанная формулировка или слишком «режущий» шрифт?
Стоит отметить, что это основные принципы, которые подходят для большинства текстов. В то же время, есть различные ситуации, которые требуют сложных и запутанных конструкций, например, если автор пишет про юриспруденцию или выкладки из научных теорий. Но каким бы сложным ни был текст, всегда есть возможность его упростить, и об этом мы поговорим в следующем материале – «Копирайтинг: как упростить текст».
15 ответов к “Копирайтинг: улучшаем читабельность текста”
[…] В заключение стоит отметить, что немалую роль в размере статьи играет не только количество слов, но и ее форматирование (о том, как форматировать статью, можно узнать в материале «Копирайтинг: улучшаем читабельность текста»). […]
[…] В заключение стоит отметить, что для того, чтобы вызвать больший интерес у читателя, текст должен быть отформатирован и удобочитаем. Подробнее о форматировании текста можно узнать в статье «Копирайтинг: улучшаем читабельность текста». […]
[…] на место читателя, писать о том, что его интересует, улучшить читабельность текста, выбрать оптимальный размер статьи, но… Если Вы […]
[…] Информация в списках лучше всего воспринимается человеком. В то же время, старайтесь не делать в одном списке более семи элементов. Подробнее о форматировании можно прочитать в статье: «Копирайтинг: улучшаем читабельность текста» […]
[…] Разделение на абзацы, использование подзаголовков и списков служит для улучшения читабельности текста, подробнее о которой Вы можете прочитать в статье «Копирайтинг: улучшаем читабельность текста». […]
[…] Это относится, по большей части, к главным и промо- страницам сайтов. Для информационных страниц основное требование – чтобы текст был читабельным. О том, как этого добиться, – читайте в статье «Копирайтинг: улучшаем читабельность текста». […]
[…] Рекомендую почитать мануальчик по оптимизации текстов у моего друга, коллеги и эксперта по копирайтингу Даниила Шардакова “Копирайтинг: улучшаем читабельность текста”. […]
[…] Рекомендую почитать мануальчик по оптимизации текстов у моего друга, коллеги и эксперта по копирайтингу Даниила Шардакова “Копирайтинг: улучшаем читабельность текста”. […]
Даниил, спасибо! Как всегда с толком, расстановкой и по существу. В закладки.:)
Привет, Данила!
Извини за фамильярность, но тебе, своему земляку, верю. А многие копирайтеры утверждают, что стандартный размер шрифта – 12, шрифт — Times New Roman. Есть ли юридически утвержденные правила написания текстов для копирайтеров?
Всех благ и успехов в копирайтерском деле
Спасибо, Даниил! Для меня это учебное пособие. Применяя эту статью, добилась неплохих результатов. Начало положено. Хорошее начало.
Мне самой мои статьи на сайте стали и при наличии перечисленных приемов казаться давящими, если правильно не разбавлять текст изображениями, видео, врезками и блоками, цветом.
Видимо, прогрессирую:)
Ваши тексты, Даниил, читаются и воспринимаются очень легко.
Самый удобный и безопасный вариант — это копирайт. Если, конечно, вы умеете писать. Стоит немного почитать, что такое продающие тексты. И дело пойдёт. Тут главное наличие фантазии и грамотность.Спасибо за информацию
Копирайт — это авторское право, и ничего общего с копирайтингом не имеет. Фантазия и грамотность в копирайтинге занимают почетные 48 и 49 места ))).