Создание текста: секрет шести думающих шляп

Создание текста: секрет шести думающих шляп

Очень часто при создании текста нам необходимы новые идеи, критика, одобрение или просто взгляд со стороны. Однако не всегда люди могут четко выразить свою позицию и отношение к нашей работе. Во многом это обусловлено тем, что человек все оценивает комплексно, в совокупности. Прием, который мы сегодня рассмотрим, в этом отношении является очень сильным рычагом, поскольку позволяет посмотреть на вещи под разными углами и увидеть многие детали, которые не видны комплексному взгляду.

Метод шести думающих шляп известен также под названием метода де Боно. Он был изобретен Эдвардом де Боно и содержит в основе идею параллельного мышления. Иными словами, этот метод предлагает посмотреть на проблему (в нашем случае это создание текста) с разных, но четко определенных позиций. У задачи может быть несколько решений, и метод шести думающих шляп позволяет увидеть их всех.

Как использовать метод шести думающих шляп

Использовать метод де Боно можно как одному человеку, так и группе людей. В группе этот метод работает эффективнее. Более того, при использовании этого метода в группе исключаются конфронтации, которые могут возникнуть между людьми с различным типом мышления при решении одной проблемы.

Всего существует шесть шляп. Каждая из них соответствует своему типу мышления:

Белая шляпа: факты и информация

Надевая белую шляпу при создании текста, Вы выделяете только факты и основную мысль. Всего остального не существует. Благодаря белой шляпе появляется возможность увидеть ценность и насыщенность Вашего материала информацией.

В научных текстах это называется выделением тезисов: кратко, по существу, только основы. Белая шляпа – это логика и анализ, сопоставление и выводы.

Красная шляпа: эмоции и интуиция

Тот, кто носит красную шляпу, подходит к оценке текста со стороны интуиции, чувств и инстинктов. Какие ассоциации вызывает текст? Вызывает он у вас чувство умиления? Восхищения? Вдохновения? Возмущения? Воодушевления?

Красная шляпа – это первая реакция Вашей аудитории на Ваш текст и, следовательно, первое впечатление, которое, как говорят англичане, нельзя произвести во второй раз. Вот почему красной шляпе стоит уделить особое внимание.

Черная шляпа: критика

Одна из самых моих любимых шляп. Ее изюминка состоит в том, что тот, кто ее носит, ищет в тексте недостатки, и чем больше он их найдет, тем лучше. Неточности, противоречия, проблемы, негативные последствия – все это безжалостно вытягивает на поверхность черная шляпа.

Основное положительное ее качество: Вы найдете недостатки в своем тексте раньше, чем это сделают Ваши читатели. По сути, она закаляет Ваш текст, делает его сильнее и прочнее, а это очень многого стоит.

Желтая шляпа: преимущества и позитив

Желтая шляпа – это полный антипод черной шляпы. Ее носитель ищет в тексте только сильные стороны. Для желтой шляпы не существует недостатков, существуют только достоинства, и задача состоит лишь в одном – найти их.

Самым сильным достоинством желтой шляпы можно назвать то, что она в любой ситуации будет вести за собой всех вперед, даже если все остальные надолго застряли в дебрях творческого кризиса.

Зеленая шляпа: новые идеи и креатив

Креатив – это очень большая ценность в копирайтинге, да и не только в нем. Новые идеи можно брать из различных источников: мозговой штурм, опыт прошлых поколений и т.д. Какой бы способ Вы ни выбрали, Вы найдете концептуально новый путь, надев эту шляпу.

Зеленая шляпа призвана генерировать новые идеи, не анализируя их. Для этого существуют другие шляпы. Итак, никаких недостатков, никаких сомнений, никакой критики: зеленая шляпа – это полная свобода полета идей!

Голубая шляпа: общий план и управление

Как Вы успели заметить, все предыдущие пять шляп берут на себя только определенный сегмент мыслительного процесса. Другими словами, они отвечают только за часть работы. Синяя шляпа собирает эти части в единую картинку.

Если Вы работаете в группе, то синяя шляпа управляет коллективом и руководит рабочим процессом. Если Вы обдумываете все в одиночку, то, надев синюю шляпу, Вы систематизируете то, что получили, одевая белую, красную, черную, зеленую и желтую шляпы.

Пример использования принципа шести думающих шляп

Для примера использования шести думающих шляп давайте возьмем эту статью. Метод де Боно можно применять как до создания текста, так и после. Итак, по очереди:

Белая шляпа: В статье объяснен метод шести думающих шляп. Приведен пример его применения при создании текста. Информацию можно использовать для работы как в группе, так и в одиночку.

Красная шляпа: научный стиль изложения текста труден для восприятия. Он полезен, да, но для того, чтобы реализовать метод на практике, нужны специальные качества.

Черная шляпа: текст можно было бы написать проще. Нет параллелей с другими методами.

Желтая шляпа: статья открывает новые перспективы и позволяет подняться на новый уровень мышления, это здорово! Используя новые знания, можно повысить производительность работы и освободить массу времени!

Зеленая шляпа: в статью можно добавить графики с наглядными схемами и диаграммами. Можно привести еще примеров для лучшего закрепления материала, можно провести параллели с другими методами.

Голубая шляпа: голубая шляпа чередует высказывания зеленой шляпы и черной, белой и красной, проводя между ними линии связи. Новые идеи подвергаются критике и проверяются на прочность, а позитив питает энтузиазм и эмоции.

Таким образом, метод шести думающих шляп позволяет взглянуть на Ваши тексты (уже написанные или еще нет) под разными углами для того, чтобы сделать их лучше и избавить от недостатков, которые обычным способом выявить не удается.

P.S. Если Вы хотите освоить копирайтинг системно и с практикой, то у меня есть специальный курс. Посмотрите.


Дата публикации:

Автор:

Telegram канал Шардакова о копирайтинге

Обсуждение теперь в Telegram. Там и канал с полезностями, и чат. Много всего. Присоединяйтесь!

Свежие публикации в блоге