И снова здравствуйте! С Вами, как всегда, Даниил Шардаков, и сегодня я расскажу Вам кое-что интересное. Задумывались ли Вы когда-нибудь, насколько Ваш текст доступен для понимания читателей и насколько он соответствует их уровню? Большинство копирайтеров допускают одну общую роковую ошибку — они не учитывают готовность читателей воспринимать текст. И от этого сильно страдают его продающие свойства. Утрированный пример: копирайтер пишет текст для рабочего класса языком академика. В результате вторые ничего не поняли и ничего не купили. Занавес.
Сегодня я расскажу Вам, как можно априори определить готовность того или иного читателя к пониманию текста (с точностью до класса образования). Заинтригованы? Тогда устраивайтесь поудобнее, мы начинаем!
Понимание текста: 2 наглядных примера
Прежде чем начать, давайте проведем небольшую наглядную демонстрацию. Предположим, у нас есть два отрывка текста.
Пример №1
Аскольд был инвариантен относительно мнения близких родственников и всегда отождествлял себя с представителями радикальных коалиций родного мегаполиса. Повелитель канализационных лабиринтов — так прозвало его местное население. Каждый раз, когда между коалициями назревало противостояние, парень выступал в роли катализатора, словно поджигая цистерну с безудержной и беспощадной взрывоопасной смесью.
Пример №2
Аскольд не зависел от мнения родных и близких. Он всегда считал себя частью банды родного города. Хозяин канализации — именно так его прозвали местные жители. Каждый раз, когда между бандами нарастал конфликт, парень был тем самым спусковым крючком, который знаменовал начало жестокой войны между районами.
В каждом из этих двух частей текста примерно одинаковое количество слов (в первом их 47, во втором — 45). Смысл в них передан один и тот же, однако аудитория сильно отличается по интеллектуальному уровню.
На этом этапе подготовительная работа завершена, самое время определить, насколько текст удобен для понимания.
[direct]
Индекс туманности и методика его определения
Индекс туманности — это условный показатель простоты текста, созданный Робертом Ганнингом. Изначально он предназначался для журналистов, чтобы помочь им избегать туманных формулировок. Однако, как затем выяснилось, для копирайтеров этот показатель оказался не менее полезным.
Определяется он по следующему алгоритму.
- Берется отрывок текста (100-200 слов, можно меньше)
- Вычисляется количество слов в каждом предложении. При этом:
- Даты и числа считаются одним словом
- Сложносочиненные предложения считаются как два предложения
- Количество слов делится на количество предложений. Так мы узнаем среднюю длину предложения.
- Считается количество слов с количеством слогов более трех, однако:
- Не считаются составные слова, состоящие из 2-х и более простых слов (“сквернословие” или “синеокий”)
- Не считаются имена собственные (Петя, Титаник, Потемкин)
- Не считаются глаголы, которые получили дополнительный слог благодаря времени, падежу, склонению, лицу, числу и т.д.
- Количество длинных слов делится на общее количество слов. Так узнается процент содержания длинных слов в отрывке текста.
- К проценту длинных слов добавляется среднее значение длины предложения.
- Полученный в предыдущем пункте результат умножается на 0.4.
Вуаля, итоговое число — уровень образования (в классах школы), требуемый для понимания Вашего текста.
Давайте считать!
А теперь — самое интересное. Давайте на практике опробуем эту методику, используя приведенные выше примеры.
Расчет для примера №1
Всего слов: 47.
Предложений: 4 (с учетом сложноподчиненного предложения)
Средняя длина предложения: 11,75 слов
Количество длинных слов: 17
Процент длинных слов: 36
Общая сложность: (11,75+36)*0,4=19.
Другими словами, нормально воспримет такой текст только человек с 19 классами образования (академик).
Расчет для примера №2
Всего слов: 45.
Предложений: 5 (с учетом сложноподчиненного предложения)
Средняя длина предложения: 9 слов
Количество длинных слов: 3
Процент длинных слов: 6
Общая сложность: (9+6)*0,4=6.
Т.е. второй вариант текста доступен даже для человека с 6 классами образования. Чувствуете разницу?
Резюме
Делайте тексты проще. Любой текст можно сократить без потери смысла ровно в 2 раза. Я уже писал об этом в одной из ранних статей “Как упростить текст”. Берите, внедряйте, и пусть Ваши тексты будут легкими для понимания!
Искренне Ваш, Даниил Шардаков.