Основы копирайтинга

Как написать благодарственное письмо: образец, шаблон и примеры текста

Благодарственное письмо — один из лучших инструментов обоюдного пиара. При грамотном использовании это не только способ выразить признательность и сказать “Спасибо”, но и найти новых клиентов, установить и упрочить полезные деловые связи (нетворкинг) и даже повысить продажи. Себе. Об этом и о многом другом с примерами, шаблонами, образцами и бланком, чтобы скачать, — в сегодняшней статье.

Сила благодарственного письма

Поскольку благодарственное письмо в большинстве случаев пишется на фирменном бланке и заверяется печатью (не всегда) и подписью, то его воспринимают как официальный документ. И здесь срабатывает триггер предрассудков: раз документ официальный, то подлинность его не вызывает сомнений. И если обычным отзывам могут не поверить, то благодарственным письмам верят практически всегда.

Кроме того, раз мы заговорили о психологических триггерах, то здесь актуальны еще три:

  1. Социальное доказательство. Когда Вы показываете клиентам благодарственные письма, они видят, что Ваши товары или услуги пользуются спросом и с большей охотой обращаются к Вам.
  2. Авторитет. Мало того, что официальные благодарности смотрятся весьма эффектно, они передают Вам или Вашей компании «вес» тех, кто благодарит. И чем солиднее автор письма, тем большее впечатление оно производит на читателя.
  3. Благорасположение. Вы можете по своей инициативе написать благодарственное письмо, чтобы расположить к себе человека. Это отличный инструмент установления и усиления деловых связей.

Другими словами, вне зависимости от того, выражаете Вы или принимаете благодарность, письменно зафиксированное “Спасибо!” играет на руку обеим сторонам. Более того, это один из немногих маркетинговых инструментов у которых практически нет противопоказаний и побочных эффектов (главное — не перегибать палку, и об этом — чуть ниже).

Виды благодарственных писем

Условно можно выделить три вида:

  • Формальные письма
  • Кейсы
  • Косвенная реклама

Давайте рассмотрим каждый из них по отдельности.

1. Формальные благодарственные письма

Пожалуй, это самый распространенный вид. Отличается универсальностью и абстрактностью, без какой-либо конкретики. Носит, скорее, номинальный характер и чаще всего пишется в официально-деловом стиле по шаблону. Перед основным текстом идет заголовок “Благодарность” или аналог.

Шаблон формального благодарственного письма

Шаблон формального благодарственного письма.

Давайте рассмотрим, как этот шаблон реализовать на практике. Как я уже говорил, он универсальный, а потому подходит для любых ситуаций и ни к чему не обязывает. Объем текста при этом может быть любым: от двух строк до страницы А4 (редко и нужно постараться — столько «воды» налить!). На практике 1-2 абзацев более чем достаточно.

а) Благодарственное письмо за сотрудничество (пример)

Компания ООО “Рога и копыта” выражает благодарность ОДО “Серебряные подковы” за
сотрудничество и высокий уровень сервиса.

Подобный образец можно использовать не только в корпоративном сегменте, но и для частных нужд, например, чтобы сказать “спасибо” учителю, воспитателю или родителям в попечительском совете. Посмотрите.

б) Благодарственное письмо родителям (пример)

Администрация школы №12345 выражает благодарность родителям ученика 11 “В” класса, Иванова Ивана, за активное участие в подготовке к фестивалю “Весна-2018”.

При этом обратите внимание, что письмо может быть как с упоминанием конкретного человека, так и собирательным, указывающим на группу людей (например, быть адресовано всем родителям).

в) Благодарственное письмо сотруднику (пример)

ООО “Синий трамвайчик” выражает благодарность главному бухгалтеру Ивановой Анне Ивановне за честность, добросовестное выполнение должностных обязанностей и мужественное прохождение проверки госконтроля и ОБЭПа.

Бывают ситуации, когда одного “Спасибо” мало и хочется укрепить отношения. В такой ситуации можно использовать усиленный шаблон.

Образец усиленного благодарственного письма

Образец усиленного благодарственного письма

Здесь все то же самое, только в конце используется связующая вставка, которая дает понять, что это только начало, и за благодарностью следует продолжение отношений.

г) Благодарственное письмо руководителю (пример)

Коллектив ООО “Лакмусовый индикатор” выражает благодарность руководителю отдела продаж Сергееву Сергею Сергеевичу за профессиональный подход к управлению и мотивации сотрудников. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Как видите, тексты формальных благодарственных писем похожи и чуть меньше чем полностью состоят из штампов и клише. Да, они скучны. Однако в этом их и особенность. Они выдержаны так, как их ожидают увидеть. Ни больше ни меньше. Кроме того, креатив в благодарностях далеко не все могут понять и оценить, особенно если Вы планируете использовать письма как маркетинговый инструмент.

Дело в том, что ключевое значение имеет само наличие письма, а не его содержание. Например, если у Вас благодарность от Государственной Думы или “Газпрома”, какая разница, что в ней написано? Более того, формальные письма просты в написании, ни к чему не обязывают и никак не компрометируют автора. Что в свете определенных обстоятельство весьма актуально.

2. Благодарственное письмо как кейс

Это более сложный формат, но он работает на порядок эффективнее для того, кого благодарят. Впрочем, он же требует и дополнительной ответственности от автора. Главная особенность и отличие от предыдущего формата: здесь конкретно указывается результат, за который говорят “Спасибо”. Шаблон письма выглядит вот так.

Шаблон благодарственного письма-кейса

Шаблон письма-кейса.

д) Благодарственное письмо за помощь (пример)

ИД “Скрепка” благодарит ИП Иванова И.И. за помощь в подготовке продающей презентации. Разработанная презентация произвела впечатление на потенциальных партнеров издательства и стала ключевой составляющей в закрытии сделки на сумму 15 млн. рублей. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Хорошая новость: при подготовке писем-кейсов нет жестких требований. Их можно писать в свободном стиле: в официально-деловом или в нейтральном, в разговорном — как угодно. Лично я сторонник нейтрального стиля, потому что, как уже писал, креативные ухищрения далеко не все могут понять и оценить. Главное — чтобы в письме фигурировали цифры и факты. На практике письмо может выглядеть вот так.

Пример благодарственного письма (кейса)

Пример благодарственного письма (кейса).

Кейс — это готовый маркетинговый инструмент, который свидетельствует о том, что человек, которого благодарят, умеет решать поставленную задачу и ориентируется на результат. Это ценится и производит впечатление куда сильнее. К слову, подход можно использовать и в бытовых ситуациях. Посмотрите другой образец.

е) Благодарственное письмо саду (пример)

Родительский комитет группы №1 выражает благодарность администрации ДДУ №1 и лично заведующей, Ивановой Анне Ивановне, за дополнительные меры, принятые для обеспечения безопасности воспитанников. По инициативе Ивановой А.И. детский сад был оборудован комплексной системой видеонаблюдения, а горки на площадках заменены на травмобезопасные.

Впрочем, в таких письмах есть нюанс. Если перегнуть палку с эмоциональной составляющей, можно получить противоположный эффект. На этом, к слову, основан весьма коварный принцип “смещения начальника”. Если интересно, напишите в комментариях — я расскажу о нем более подробно.

Если Вы хотите выразить искреннюю благодарность «живым языком», то пишите как чувствуете. Тогда письмо получится куда более эмоциональным и цепляющим. Например так.

ж) Живая благодарность

От всей души хочу поблагодарить администратора спортивного центра “ХХХХХ” Иванову Анну. Я потерял барсетку с документами и кошельком за день до отпуска и думал, что это конец. Анна не только организовала поиск, но и доставила пропажу ко мне на работу в течение 20 минут. Такого профессионализма и сервиса я еще не встречал. Спасибо огромное!

По такому же принципу можно писать благодарность воспитателю, курьеру, организации — кому угодно.

Письмо-кейс можно написать и лично. Но тогда это уже не будет публичный документ, и использовать его в качестве маркетингового инструмента не получится. Тайна частной переписки, как-никак.

3. Благодарственное письмо как косвенная реклама

Этот тип чем-то похож на кейсы. Но имеет одну ключевую особенность. В ходе предметного описания делается акцент на коммерческой составляющей товаров или услуг того, кто говорит “спасибо”. Прием достаточно хитрый. Посмотрите пример.

е) Благодарственное письмо учителю

Хочу сказать спасибо учителю информатики СШ №1, Иванову И.И., за то, что привил любовь к программированию и обучил его основам. Благодаря его базе я получил профессиональное образование и основал компанию “ЭВМ Солюшнз”, которая на сегодняшний день является одним из основных поставщиком услуг IT-аутсорсинга в Австралию и Сидней. Рекомендую Иванова И.И. как первоклассного преподавателя.

Другими словами, основная идея этого письма — это поблагодарить и рассказать о себе. И здесь особенно важно чувство меры. В противном случае получится некрасиво. Идеальный вариант: подчеркнуть достоинства того, кому пишете письмо и усилить эти достоинства своим продуктом. В реальности письмо может выглядеть вот так.

Пример благодарственного письма

Пример благодарственного письма.

Наглядный пример того как можно и выразить благодарность, и рассказать об издании и организуемой выставке.

Как получить благодарственное письмо

Если с написанием все более-менее понятно, то встает вопрос: как получить благодарственное письмо, скажем, от клиента? Более того, не просто отзыв по электронной почте, а фирменный бланк с печатью и подписью. Здесь есть три варианта.

  1. Вариант №1: ждать, пока клиент сам предложит написать. Для этого нужно превзойти все ожидания, да и то вероятность такого исхода крайне низкая. Поэтому я этот вариант не рекомендую.
  2. Вариант №2: попросить написать благодарственное письмо. Неплохой вариант, но применять его нужно сразу после завершения работы, пока сильны впечатления. Впрочем, есть риск, что придется ждать вплоть до нескольких недель и постоянно напоминать.
  3. Вариант №3: написать текст самостоятельно и предложить клиенту отредактировать его, распечатать на фирменном бланке и подписать. Аналог варианта 2, но куда более быстрый в реализации.

Как разместить письма на сайте

Если Вы планируете использовать благодарности клиентов как маркетинговый инструмент и размещать на сайте, то обратите внимание на следующую карту кликов. Я наблюдаю ее и на своем сайте, и на сайтах некоторых клиентов, которые также используют этот маркетинговый рычаг.

Кликабельность благодарственных писем

Кликабельность благодарственных писем.

Больше всего кликов и просмотров получает первое письмо. Поэтому убедитесь, что оно наиболее ярко раскрывает Вашу экспертизу. Например, у себя на сайте я поставил письмо с отзывом на копирайтинг для сложных IT-услуг, поскольку ко мне часто приходят клиенты именно из этого сегмента. И, да, как видите, рекомендательные письма читают.

Шаблон благодарственного письма для скачивания

Чтобы вам было проще, я подготовил бланк письма благодарности (образец) в системе Google Docs. Вы можете создать копию на своем Google Диске, изменить текст, скачать или распечатать.

Шаблон письма для скачивания

Шаблон письма для скачивания

Прямая ссылка на бланк, чтобы скачать в формате DOCX, PDF, RTF.

В заключение

Как и любой текст в копирайтинге, благодарственное письмо должно решать поставленную задачу. Если Вы хотите, чтобы оно работало на продажи — используйте подход кейсов. Если хотите взаимную выгоду — используйте кейсы с косвенной рекламой. Если просто хотите сказать спасибо без обязательств и ответственности — используйте шаблонные решения. Они простые, но эффективные.

Как видите, ничего сложного здесь нет. Пробуйте, и у Вас все получится!

Искренне Ваш, Даниил Шардаков.

Об авторе

Даниил Шардаков

Даниил Шардаков - интернет-маркетолог и копирайтер со стажем 8 лет. Практик. Преподаватель международной IT-академии. Директор лаборатории бизнес коммуникаций. Фанатичен. Скептик по натуре и постоянно ищет научное обоснование всему происходящему. Верит только цифрам и фактам. Женат. Обожает приступы энтузиазма и терпеть не может рутину, монотонность и скуку.

комментариев 12

  • Очень полезный и нужный материал. Спасибо.

    Ответить
  • Научили, благодарю!
    ИП Тимофеева Светлана Юрьевна
    Выражает особую благодарность копирайтеру Шардакову за ценные советы и оптимизм в обучение.
    clubsvtim

    Ответить
    • Светлана, я буду очень признателен, если Вы поделитесь, тем, как внедрили советы и какой результат получили :)

      Ответить
  • Выражаю благодарность за написанную статью. Она помогла мне понять, что все письменные благодарности в нашем мире — инструмент маркетинга.
    С надеждой на дальнейшие полезные статьи,
    копирайтер Кирилл Жихарев.

    Ответить
    • Не все. Личные письма — это персональное спасибо. А все на бланках с печатями и подписями — то да. Но как инструмент — весьма и весьма действенный.

      Ответить
  • Даниил, спасибо! Как всегда, обстоятельно излагаете. Вроде несложный приём, но очень полезный. Может пригодиться.

    Ответить
  • Спасибо, Даниил. Недавно искала такую информацию, но пришлось творить самой. Вот теперь прочитала и разложила все по полочкам.

    Ответить
  • Мне ближе благодарность в виде живой истории (пример с барсеткой) — вызывает больше доверия и показывает на что может рассчитывать клиент выбирающий продавца услуг.

    Ответить
  • Даниил, спасибо Вам за интересную подачу темы! И очень интересно узнать подробнее про коварный принцип “смещения начальника”.

    Ответить
  • Статья подействовала. Захотелось сказать Вам спасибо. Спасибо!

    Ответить
  • Спасибо. Хорошая статья, живая )

    Ответить
  • Выражаю благодарность Даниилу за прекрасную статью о благодарственных письмах. Надеюсь, что еще много полезного смогу найти на Вашем сайте. С уважением, Татьяна.

    Ответить

Поделитесь мнением