Основы копирайтинга

Что такое копирайтинг, кто такой копирайтер и сколько он зарабатывает (для новичков)

Что такое копирайтинг и кто такой копирайтер (для новичков)

Копирайтинг — это решение задач (чаще коммерческих) с помощью текста. Основная цель копирайтинга — зарабатывать деньги. Для себя или для заказчика — не так принципиально. В Рунете доминирует большое заблуждение, которое особенно пагубно влияет на начинающих. Дескать, копирайтер — это человек, который пишет статьи на дому и работает он на биржах контента, получая оплату за каждую напечатанную тысячу знаков. Это неправда. И говорить такое — все равно что утверждать, мол, врач получает деньги за каждый выписанный рецепт, а механик — за каждую отвинченную гайку. Согласитесь, это нелепо.

Да, биржи существуют, и на них работают люди. Сотни тысяч авторов. Но то, что они делают — это не копирайтинг. Это просто генерация дешевой текстовой массы, за которую платят копейки ($1-2 за тысячу знаков и меньше). Настоящие копирайтеры никогда не работают на биржах контента. Как минимум по этим 10 причинам.

В настоящем копирайтинге гонорары на порядки выше, а конкуренция — в десятки раз меньше. Все потому что настоящему копирайтеру платят деньги не за тысячи знаков, а за решенную задачу. И здесь даже 2 строчки текста могут стоить сотни долларов. По той же причине копирайтеры никогда не занимаются рерайтингом. Посмотрите на примеры решаемых копирайтером задач и стоимость этого решения.

Тексты копирайтера и их цена

Обратите внимание: текст копирайтера всегда привязан к задаче. Чем сложнее задача, чем больше денег на ней завязано, чем больше ответственность, тем выше цена, и тем больше зарабатывает копирайтер. Поэтому пусть Вас не смущает количество нулей в отдельных пунктах.

Что такое копирайтинг: задачи, решаемые копирайтером

Что такое копирайтинг: задачи, решаемые копирайтером, и тексты.

Давайте вкратце пробежимся по каждой задаче.

1
Тексты для сайтов. Включают текст для главной, о компании, для страницы продукта и многие другие. Решают две задачи: привлечение людей из поисковых систем (т.н. SEO-копирайтинг, LSI-копирайтинг и др.) и перевод этих людей на следующий этап взаимодействия: конвертация, перевод на другие страницы и т.д. Стоимость такой работы 3-15 тыс. рублей за текст.
2
Тексты для печатной рекламы. Здесь многие путают, считая, что копирайтер чем-то похож на журналиста. Но есть большое отличие. Журналист пишет статьи чтобы информировать. Копирайтер — чтобы получить результат в виде отклика. Кроме того, печатная реклама одними статьями не ограничивается и включает буклеты, брошюры, флаеры, биллборды и многое другое.
3
Коммерческие предложения. Отдельное особо прибыльное направление. Многие копирайтеры даже выбирают его себе как узкую специализацию. Подробнее о коммерческих предложениях здесь. Средняя стоимость текста здесь варьируется от 5 до 30 тыс. рублей.
4
Посадочные страницы (или Landing Page). Еще одно крупной направление. В нем копирайтер разрабатывает прототип, который стоит в 3-4 раза дороже, чем простой текст или статья. Задача посадочной страницы — превратить читателя в покупателя или убедить среагировать одним из 15 целевых действий. Стоимость такой работы в среднем — до 60 000 рублей. Подробнее о лендингах и их создании читайте в этой статье.
5
Скрипты и сценарии. Сюда входят сценарии как для рекламных и видео- и аудиороликов, так и скрипты продаж. Подробнее о последних можно прочитать в этой статье.
6
Белые книги. Их еще называют вайтпейперами (whitepaper). С появлением криптовалют и ICO они стали новым отдельным направлением копирайтинга. И весьма доходным направлением, на котором можно заработать до $50 000 (если повезет). О том, как это сделать — читайте здесь.
7
Email-рассылки. Еще одно самостоятельное направление, которое копирайтеры часто выбирают в качестве специализации. Подробнее о нем — в этой статье.
8
Объявления для досок Avito, Slando, OLX и пр. Идеальный вариант для новичков. Один из самых простых векторов для освоения с умеренными, но достаточными для начала гонорарами (2-3 тыс. рублей за объявление; подробнее о том, как их писать — тут).

Работа на биржах копирайтинга

Я очень негативно отношусь к биржам контента и считаю, что на них авторы больше теряют, чем приобретают. Более того, когда я работал руководителем отдела копирайтинга в рекламном агентстве, для производственных нужд я взял на обучение группу из 30 человек. Половина группы уже работала на биржах, вторая половина — нет. Так вот, научить людей, никогда не работавших на биржах, оказалось в разы проще, чем переучить людей с 3-4 летним биржевым стажем. Многих из них переучить так и не удалось.

Все потому что биржах доминирует погоня за 1000 знаками и низкая квалификация. А поскольку порог входа низкий, и количество желающих зарабатывать (пусть и копейки) много, различные заблуждения начинают носить массовый характер и множатся в геометрической прогрессии. Например, люди часто называют копирайтинг словом «копирайт», хотя тот не имеет к нему никакого отношения. Я молчу о нелепых фразах а-ля «копирайтинг статей», «продающий копирайтинг» и многих других. Если интересно, я собрал целую подборку вот здесь.

Многие могут мне возразить, мол, любой может взять, написать худо-бедно статью, пойти на биржу, выставить ее на продажу и заработать свои $2-3. Да, может. Но давайте будем откровенны. Всегда есть вероятность, что материал не купят. А значит, работа будет напрасна. Но даже если и купят… Хороший материал требует времени на создание. Допустим, потратили 5 часов на разработку. Заработали $2,5. Это всего $0,5 в час. Час жизни за пол доллара или 30 рублей. Вы всерьез считаете, что это выгодная сделка?

99% авторов бирж даже не догадываются, что могут использовать свои работы для получения постоянного пассивного дохода через систему Google Adsense. Вместо этого они гонятся за сиюминутной выгодой и теряют время… И деньги.

Копирайтинг для начинающих: как зарабатывать

Если Вы всерьез настроены осваивать копирайтинг как способ заработка в интернете, то важно понимать, что это такое же направление, как программирование или боевые искусства. И оно требует времени и практики на освоение. Нельзя просто взять и стать копирайтером только потому что человек умеет печатать тексты или хорошо писал сочинения в школе. Как и в любой сфере, здесь много тонкостей которые нужно понять и прочувствовать. Я по мере возможности стараюсь раскрывать их на блоге, но даже чтобы прочитать и просмотреть все материалы уйдет больше месяца. Плюс, добавьте к этому время на отработку практических навыков.

Если и после этого мотивация не угасла, то я рекомендую начать с этих материалов.

Пошаговая инструкция для начинающих копирайтеров, которые не хотят прозябать на биржах контента за копейки

10 источников прибыльных заказов для начинающего копирайтера (без бирж)

Плюс, чтобы сразу начать получать достойные заказы и обрастать нужными связями, я настоятельно рекомендую освоить принципы перемещения между уровнями пирамиды Дилтса.

Системный подход в копирайтинге

Многие ошибочно полагают, что копирайтер работает с текстом. Однако это совсем не так. На текст приходится всего 10-15% времени. И это еще одна причина, по которой профессионалы никогда не работают на биржах контента. Копирайтер работает с двумя вещами: с информацией и системой. Информация нужна для решения задачи, потому что именно за решение задачи платят деньги. Система нужна для того, чтобы управлять результатом и убедиться, что текст на самом деле решает задачу без сбоев.

Сами по себе тексты в вакууме никому не нужны. Представьте, что Вы написали гениальный текст. А дальше что? Его никто не видит, его никто не читает. И он никому не нужен. Это как красивая машина без бензина. Выглядит здорово, но не едет. И зачем она тогда нужна?
Простейшая система в копирайтинге

Простейшая система в копирайтинге

Чтобы текст работал, ему нужен «бензин», или люди, которые этот текст читают. И от качества аудитории напрямую зависит эффективность текста. Так, если Вы написали текст для предпринимателей, а его пришли читать домохозяйки, результата не будет. Хотя текст, вроде бы, хороший. Плюс, большую роль играет и тот факт, куда люди направляются после того как прочитали текст. Часто текст в копирайтинге используются для продажи товаров и услуг. Но сам отдел продаж, в который поступают заявки, умудряется виртуозно их сливать. Этот момент также должен контролировать копирайтер. Иначе будет виноват, что задача не решена.

Резюме

Копирайтинг — это не текстописание. А копирайтер — это не писатель, не журналист и не сочинитель. Копирайтинг — это решение задач с помощью текста, измеряемое в цифрах. Биржи контента к копирайтингу никакого отношения не имеет. И работать на них — все равно что продавать костюм от Armani в Second Hand по весу. При этом освоить копирайтинг может каждый. Но нужно время. Впрочем, как и в любом другом направлении.

Пробуйте, и у вас все получится!

Искренне Ваш, Даниил Шардаков.

P.S. Немного больше информации о копирайтинге — в тематическом видео.

P.P.S. Сейчас Вы только что прочитали обновленную статью от 2018 года. А ведь между тем эта первая публикация, которая появилась на блоге в далеком 2010. Посмотрите, столько лет прошло, но мало что изменилось, не правда ли? Пусть останется для памяти.

Текст статьи от 2010 года

Принято считать, что слово копирайтинг (от анг. «copy» – рукопись и «writing» – написание) означает процесс написания текстов (контента) рекламной тематики. Эти тексты продвигают те или иные товары и услуги, увеличивают продажи, приносят деньги и… На этом все, вроде как. Однако на практике понятие «копирайтинг» получило куда более широкое распространение…

В Интернете миллионы страниц, сотни тысяч брошюр уходят в печать каждый день, в общественном транспорте тысячи рекламных объявлений… И для всего нужны тексты. Но не всегда информация что-то продает. Это может быть памятка о борьбе с распространением СПИДа или свод правил безопасности на воде. Тексты нужны в любом случае.

Вот и получается, что копирайтинг – это не обязательно создание коммерческих материалов. Скорее, это написание текстов с целью вызова нужной реакции у человека. Реакции самые различные, например:

  • купить
  • вдохновиться
  • позвонить
  • проникнуться
  • запомнить и т.д.

Многие склонны считать, что написание текстов – это еще не копирайтинг. Тексты пишут и журналисты, и копирайтеры и даже менеджеры, когда составляют пресс-релизы для журналистов.

Встает вопрос: чем отличаются журналист от копирайтера? Только лишь тем, что журналист не знает, как продвигать товар и продавать его своей целевой аудитории? Или тем, что журналист, воспитанный в духе школы классического литературного языка, использует не те речевые обороты, которые не в состоянии «зацепить»? Вряд ли. Скорее всего, нет четкого разграничения в профессиях, есть различия в целях.

  1. Журналист стремится донести информацию до аудитории, предоставив ей возможность делать выводы самостоятельно.
  2. Задача копирайтера – сформировать нужные выводы у аудитории и вызвать действие или процесс.

И те, и другие пишут. Суть в том – как пишут. С развитием Интернета копирайтинг обретает новые формы и цели. Сейчас особой популярностью и спросом пользуются направления:

  • SEO-копирайтинг – создание контента и для аудитории, и для поисковых машин одновременно.
  • Рерайтинг – грамотное переписывание чужого текста с расчетом на то, чтобы никто (и в первую очередь поисковые машины) не заподозрили сходство.
  • Реклама – название говорит само за себя. Направление целевого продвижения товаров.
  • Спичрайтинг – копирайтинг для устных выступлений. Пользуется особым спросом, потому что, как правило, политики, бизнесмены и общественные деятели свои речи сами не пишут.
  • Нейминг – страшное слово новых веяний. Пришло из-за рубежа, означает придумывание названий для фирм, товаров, услуг… да чего угодно!
  • Брендинг – пожалуй, одно из самых сомнительных и непонятных слов для русскоговорящего обывателя. Символизирует целый комплекс мероприятий по созданию торговой марки и продвижению ее в массы.
  • Веб-контент – обобщенное направление копирайтинга, которое включает в себя все, что касается наполнения веб-сайтов содержимым. Это могут быть анекдоты и частушки или основы теории квантово-волнового дуализма, преимущества новой программы или обзор нашумевшего фильма. Словом, весь контент на веб-страницах.

Несмотря на то, что копирайтинг и является сравнительно новым направлением, он собирает вокруг себя все больше и больше людей. Биржи контента растут как на дрожжах, генерируя все больше и больше уникальных текстов. Но всех ли авторов можно назвать копирайтерами? И что в первую очередь отличает сильные тексты от слабых? Это тема для следующего материала – «Копирайтинг: сильный текст, слабый текст».

Об авторе

Даниил Шардаков

Даниил Шардаков - интернет-маркетолог и копирайтер со стажем 8 лет. Практик. Преподаватель международной IT-академии. Директор лаборатории бизнес коммуникаций. Фанатичен. Скептик по натуре и постоянно ищет научное обоснование всему происходящему. Верит только цифрам и фактам. Женат. Обожает приступы энтузиазма и терпеть не может рутину, монотонность и скуку.

комментария 2

  • Нашла в статье новые для себя понятия. Спасибо, что пояснили. На самом деле это правильно начинать объяснение профессии с базовых понятий, которые в этой профессии используются.

    Ответить
  • Даниил, у вас замечательные цепляющие и полезные статьи. Вот бы если это все скомпоновать в Книгу! Вся нужная информация в одном месте, что бы не перескакивать по ссылкам и т.д. Я бы с удовольствием купила ее!))

    Ответить

Поделитесь мнением