Как стать копирайтером с нуля

Как стать копирайтером с нуля и без образования: пошаговая инструкция

Новички часто спрашивают: «Как стать копирайтером, если нет профильного образования?» И вообще, можно ли освоить копирайтинг, чтобы зарабатывать с его помощью деньги если ты, скажем, не филолог и не лингвист? Отвечаю: копирайтинг к филологии имеет такое же отношение как брейк-данс к балету, то есть буквы общие, но суть совершенно разная. И, да, любой человек может стать освоить эту специальность с нуля, если будет знать две вещи:

  1. Кто такой копирайтер, и какие виды у этой профессии существуют сейчас на рынке. А их, на минуту, около 10 штук. И все разные. Со своей спецификой и размером гонорара.
  2. Основы, с чего начать. Об этом у меня на блоге тоже есть отдельная и подробная статья, посмотрите.

Сразу стоит сказать, что в становлении копирайтером не все так просто, как рассказывают в интернете, поэтому сейчас мы с Вами будем расставлять все точки над «ё». А чтобы было проще — представим все в виде пошаговой инструкции.

    Многие люди хотят стать копирайтерами, совершенно не понимая, что это такое, и что их ждет. То есть как: они представляют примерно, что это удаленная работа, когда, мол, сиди дома или еще где-нибудь, пиши себе тексты в интернете и получай за это деньги. На биржах или еще где. Вроде ничего сложного, если в школе по сочинениям были пятерки, да? А вот и нет! И это первая вещь, которую нужно понять и принять. Сами тексты никому не нужны. Это просто безликая масса тысяч знаков, связанных в слова и предложения. Платят за нее деньги только тогда, когда в этом есть хоть какой-то коммерческий смысл. Поэтому…

    Шаг 1. Понять, что такое копирайтинг

    99% людей не знают, что такое копирайтинг и считают, что это написание текстов или статей за деньги на биржах. Это чушь несусветная. И если Вы давно читаете этот блог, то знаете, почему. Как вариант, можете посмотреть вот это мое интервью на VC. В нем я подробно рассказываю о текущем положении дел на рынке копирайтинга.

    Мы также подробно этот вопрос разбирали вот в этой публикации. Если нет времени или желания читать большие материалы, то чуть ниже — короткий видеоурок.

    Теперь о биржах. Настоящие копирайтеры никогда на них не работают. Более того, те люди, которые там работают, практически навсегда лишают себя возможности войти в настоящий копирайтинг. О том, почему, я подробно написал в этих двух статьях.

    Если после прочтения всех этих публикаций Вам все еще интересно стать копирайтером, то переходим к следующему шагу.

    Шаг 2. Забыть про биржи

    Из материалов по ссылкам Вы уже знаете, что копирайтинг бывает разным: дешевым и дороги. Дешевый — это когда сутки напролет нужно генерировать бесполезную текстовую массу за копейки. В такой работе нет ни корысти, ни радости — только выгорание, разочарование и подрыв здоровья. В 99% случаев.

    В дорогом копирайтинге все куда интереснее, прибыльнее и приятнее, но есть нюанс: нужно многому научиться и брать на себя ответственность за результат. Это отдельная ниша со своими законами, принципами и подводными камнями.

    Шаг 3. Получить образование

    Высшего образования по копирайтингу нет. Ему не учат ни в школе, ни в институтах. Равно как не учат зарабатывать деньги. Это надо понять и принять. И в первую очередь потому что классическое образование на постсоветском пространстве направлено на заучивание, а не на прикладное решение задач.

    Если у человека есть высшее филологическое образование, то для копирайтинга это, скорее, минус, потому что филологи слишком цепляются за текст и упускают из виду общую систему. Единственное, что помогает — это высшее техническое образование, потому что в нем прививается системный подход. Но у технарей другая беда — они в большинстве своем не умеют писать для людей. Для машин — да, для таких же технарей — да. Но не для простых обывателей.

    Чтобы стать настоящим копирайтером нужно уметь видеть систему, решать задачи и работать сразу в трех областях.

    • Психология, потому что любой текст копирайтера — это работа с аудиторией, живыми людьми и их ценностями.
    • Маркетинг, потому что в большинстве случаев копирайтер решает коммерческие задачи.
    • Тексты, как носитель информации. Но даже здесь тексты в копирайтинге не пишутся с чистого листа — им предшествует анализ, а потом на базе анализа создаются прототипы — макеты будущих страниц, статей и т.д.

    Шаг 4. Выбрать направление

    Как мы уже с Вами говорили, копирайтинг — довольно широкая область, и многие копирайтеры выбирают свою специализацию. Это можно сравнить с медициной: есть врач общей практики, а есть хирург, офтальмолог или ЛОР. Посмотрите на рисунок ниже — на нем основные направления, которые пользуются популярностью в Рунете. Есть, конечно, и другие, типа чат-ботов, текстов для социальных сетей, но это, скорее, экзотика.

    UPD: вернее, раньше была. А теперь это чуть ли не мейнстрим. У меня, кстати, по текстам для соцсетей теперь есть отдельный бесплатный курс и книга.

    Основные направления, чтобы стать копирайтером в Рунете.
    Основные направления копирайтинга в Рунете.

    Давайте вкратце пробежимся по каждому из направлений.

    1. Прототипы. Это макеты будущих текстов с заглушками под изображения, кнопки и другие интерактивные элементы. Если Вы не знаете, с чего начать — начните с них. Прототипы развивают не только навыки копирайтинга, но и маркетинговое, и структурное, и пространственное мышление.
    2. Коммерческие предложения — это тексты, которые используются для активных продаж в B2B-сегменте. О том, как их писать, подробно написано здесь.
    3. Email-маркетинг. Отдельное сложное, но прибыльное направление по настройке и ведению электронных рассылок, которое многие копирайтеры выбирают своей смежной специализацией.
    4. Рекламные объявления для публичных досок типа Avito, OLX и др. Одно из самых простых и потому популярных среди новичков направлений. Подробнее о том, как составлять такие объявления — тут.
    5. Скрипты — речевые конструкции, что и как говорить менеджерам по продажам. Сложное, но дорогое направление. Подробнее о нем — в этой статье.
    6. Контент-маркетинг — статьи и другие публикации на базе стратегии. Многие копирайтеры также любят это направление, потому что с его помощью можно зарабатывать деньги без заказчиков. Подробности в этой большой статье.

    К слову, о контент-маркетинге и статьях. На YouTube я как раз выложил второй свой курс, о том, как освоить статьи и зарабатывать на них без бирж, посмотрите.

    Общим для всех ниш будет системный подход и базовый маркетинговый анализ. Далее, когда Вы выбрали направление, самое время переходить к пятому шагу.

    Шаг 5. Оттачивать навыки

    Копирайтинг — это не теория, это постоянная практика решения задач и набивание руки. Поэтому чтобы стать хорошим копирайтером, нужно потратить много времени, разрабатывая тексты по выбранному направлению.

    Говорят, чтобы стать экспертом в какой-то отрасли, нужно посвятить практике в ней не менее 10 000 часов. Не знаю, наработал я свои часы или нет, стал экспертом или нет, но в одном уверен точно — это правда.

    Обратите внимание: практика — это всегда разработка текстов по условиям исходных данных. Самообразование, просмотр курсов и чтение книг практикой не являются. Это теория. Она, конечно, тоже нужна и важна, но ее после усвоения нужно обязательно закреплять. К слову, в теоретическом плане могу порекомендовать неплохую книгу-курс от Вашего покорного слуги. В ней собрана вся необходимая база. Полный обзор книги — здесь.

    Книга "Копирайтинг с нуля" Даниила Шардакова
    Книга-курс «Копирайтинг с нуля» Даниила Шардакова

    Практика несет для Вас еще одну ценность. Когда Вы постоянно решаете задачи, у Вас автоматически появляется портфолио. И, главное: для этого Вам вовсе не нужны клиенты. О том, как правильно создавать портфолио и размещать его в интернете, даже если у Вас нет своего сайта, я написал в этой подробной инструкции.

    Шаг 6. Начать зарабатывать

    Спустя примерно 3-4 тысячи часов практики можно уже начинать браться за коммерческие заказы. При основательном подходе к этому моменту должно быть достаточно знаний и навыков для решения типовых задач копирайтера.

    Если Вы хотите начать зарабатывать копирайтингом как можно скорее, то придется окунуться в омут с головой и начать двигаться по пирамиде Дилтса. Я подробно написал о ней в этой статье.

    Ошибка новичков

    Многие начинающие копирайтеры допускают ошибку: начинают активно общаться в сообществах и на форумах копирайтеров. Изучив статью по ссылке выше, Вы поймете, в чем эта ошибка заключается.

    Если Вы не хотите работать с клиентами, то можете выбрать альтернативное направление. Например, начать вести свой блог, чтобы зарабатываете на нем параллельно вместе с развитием навыков. И это очень важный момент: хорошие копирайтеры никогда не работают только на клиентов. Потому что клиенты — это, конечно, хорошо, но они приходят и уходят. Если работать на заказчиков всю жизнь — это все равно что наполнять бездонную бочку. Чтобы прокормиться хватит, но никто не вечен, и ближе к пенсии хочется чего-то спокойного и своего. Желательно не только для души, но и с пассивным доходом.

    Вот почему, если Вы всерьез настроены стать копирайтером, старайтесь думать на перспективу, и не только о заказчиках, но и в первую очередь о себе. Сможете позаботиться о себе и заработать для себя денег без заказчиков — сможете сделать то же самое и для них. От этого Ваша ценность только возрастет.

    Насколько сложно освоить копирайтинг

    Копирайтинг — это такое же направление как программирование или юриспруденция. Здесь есть свои тонкости и нюансы, вещи, которые нужно знать и уметь. Это и не сложно, и не легко. Но важно понимать, что для освоения копирайтинга нужно время и силы. С наскока освоить его вряд ли получится. Только если пойти на биржи, но мы с Вами уже выяснили, что биржи — это не наш вариант, верно?

    Вас сейчас может волновать еще один вопрос: а с чего, собственно, начать. Начните с этой статьи. А если чувствуете страх и неуверенность, то знаете, это нормально. Справиться с ними Вам помогут вот эти 12 методик.

    На этом все. Любой марафон начинается с первого шага, а пошаговый алгоритм у Вас уже есть. Начните, и у Вас все получится!

    А если вдруг возникнут вопросы — задайте их в Telegram.

    Искренне Ваш, Даниил Шардаков.


    Дата публикации:

    Автор:

    Telegram канал Шардакова о копирайтинге

    Обсуждение теперь в Telegram. Там и канал с полезностями, и чат. Много всего. Присоединяйтесь!

    Свежие публикации в блоге